Интервью с художником Pablo the Elephant

Эксклюзивное интервью Специальному Радио дал магаданский художник и дизайнер Паша Антонов, проживающий ныне в Санкт-Петербурге и с начала 2000-х годах по сей день оформляющий множество обложек пластинок российских и зарубежных рок-коллективов самых различных музыкальных жанров.

1.Паша, представь себя во всей красе слушателям Специального радио.

Всегда были сложности с автопортретом. После предложения рассказать о себе, голова сразу пустеет. В начале интервью ты уже достаточно красочно описал меня. Я лишь только поправлю, что не являюсь художником в полном смысле этого слова, ну и про «множество обложек», наверное, тоже преувеличение, хотя все субъективно. Могу добавить, что меня больше знают, как Pablo the Elephant из команды ART s KILL.
2.Поделись воспоминаниями… С чего именно началась твоя профессиональная деятельность?
Если в рамках этого интервью считать оформление коллективов профессиональной деятельностью, то еще будучи школяром, я так же был активным металлхэдом. Кроме того, я ходил в местную художку, а страстное увлечение тяжелой музыкой рождало в моей голове множество сюжетов. Рисовал почти постоянно, дома и в школе; все тетради, дневник, часть учебников и даже портфель были украшены логотипами Iron Maiden, Slayer, Metallica, Venom, Kreator и изображениями раздробленных черепов и выпотрошенных чудовищ. Охотно копировал известные и яркие обложки уже упомянутых Iron Maiden, Kreator , Nazareth и многих других популярных коллективов. В каникулы уезжал в Ангарск, где вместе с давним другом днями на пролет листали РокКор, Zarazza (была такая металлерская газета) и, гоняя бобины и кассеты с металлом, разрисовывали километры ватмана картинками на металлерскую же тематику. (Пользуясь случаем, передаю привет Жэке Храму из Ангарска).
Помнится, нарисовал для магаданского коллектива Shock обложку, гуашью. Парни были в диком восторге. Именно тогда я подумал, что неплохо было бы заняться этим и в жизни. Но по большому счету, это было лишь увлечением, и тогда я никак не связывал это со своей будущей профессией. Несмотря на тягу к творчеству, хотел поступать в медицинский университет. Потому что тяга к медицине оказалось не меньшей, а даже большей. Видел себя хирургом. Были все данные, и была возможность. Но однажды попал мне в руки журнал по дизайну, и увиденное здорово изменило мое представление о будущей профессии. И вместо медицинского я двинул в магаданское училище искусств на оформителя. Можно сказать, что с этого момента если не началась моя оформительская деятельность, то, по крайней мере, я четко осознал, что попал в «свою тарелку»
3. Почему именно дизайн обложек и буклетов компакт-дисков? Ведь это довольно специфический жанр в изобразительном искусстве. Видимо, имеет место увлечение тяжёлой музыкой с детских лет?
Похоже, что отвечая на предыдущий вопрос, я так же ответил и на этот. Я просто делал то, что мне нравится. И это было скорее хобби, чем осознанной деятельностью. Да, был металлхэдом, и конечно это определяло мои пристрастия так же и в искусстве. Не могу назвать оформление музыкальных команд специфическим жаром. Ведь по большому счету речь идёт о рекламе.

4. Вспомни своих первых клиентов.
Эта была группа Северные Врата. До сих пор не могу понять, как парни вышли на меня?
Я никак не афишировал себя, и до работы с ними в оформлении коллективов замечен не был.
5. Как сегодня оцениваешь свои первые обложки, вышедшие в тираж?
С улыбкой. То, что я делал тогда, было очень наивной реализацией, но я помню, как серьезно подходил к работе, и как меня грела мысль, что я причастен к изданию «металлического» релиза. Это оправдывает все графические ошибки и неточности того времени.
6.Наверняка помимо обложек ты выполняешь и другие оформительские и дизайнерские работы. Что больше всего доставляет удовольствие?
Я много где успел поработать и попробовал себя в разных областях графического дизайна. Мне вообще нравится своя работа, думаю, что мне очень повезло. Особенно нравятся проекты которые по-настоящему сложны и интересны, под которые можно подвести концептуальную базу, на основе которой, в свою очередь, можно создать осмысленную графическую составляющую. Сейчас я работаю штатным сотрудником двух издательских компаний специализирующихся на производстве и распространении поздравительной и сувенирной продукции. Короче говоря, рисую юмористические и просто поздравительные открытки. С уверенностью могу сказать, что мне это очень нравится! Работа над юмористическими открытками — это серьезное испытание на креативность и гибкость мысли. Могу посоветовать всем «мрачным» дизайнерам больше рисовать юмористических картинок, чтобы их мрачные арты стали еще мрачнее.
7. Насколько за последние годы у тебя выросли требования к себе? Насколько ты разборчив в работе?
Работа дизайнером — эта одна из тех уникальных специальностей, которая напрочь лишена карьерного роста, и если в данном случае говорить о карьерном росте, то это будет постоянное повышение требований к своей же работе. Даже при довольных заказчиках, вечное недовольство собственным результатом вынуждает более скрупулезно оценивать свои же усилия в будущем. У меня на виду работы моих коллег, и я в состоянии быть объективным и самокритичным, даже если это мне не слишком приятно.
8. Можешь сформулировать требования к заказчику, которые позволят тебе комфортно и охотно работать?
Конечно! Господа, не трахайте исполнителю мозги! Если вы только и делаете, что поправляете дизайнера в его работе, возможно, вы лучше знаете, как сделать эту работу, а раз так, сделайте ее сами! Уверен, многие дизайнеры подпишутся под этими словами.
Конечно, когда чувствуешь себя лишь неким инструментом, исполняющим чистую волю заказчика, охота и интерес приравниваются к нулю. Собственное видение исполнителя – важная составляющая творческого проекта, а если ее изначально рубят на корню, то остается лишь техническая работа, которая не может быть ни интересной, ни воодушевляющей.
9. Если заказчик приходит к тебе со своими видениями и идеями, – это тебе облегчает задачу, или тебе проще самому сгенерить концепцию?
Отвечая на предыдущий вопрос. Проблема коммерческих проектов как раз в том, что далеко не всегда видение оформления заказчика и исполнителя совпадают. Тут нужно быть достаточно гибким и убедительным. Облегчает задачу взаимопонимание с клиентом. Бывает, что идея мне очень по душе, и я только сильнее развиваю ее, делаю глубже и ярче. Зачастую предлагаю что-то свое. Сложно работать с заказчиками, которые сформировали для себя свой имидж. Тут как попрет, если нравится, то отлично, если нет, то, скорее всего, такое сотрудничество зайдет в тупик, либо результат будет просто удовлетворительным, но не отличным.

10. Не могу не спросить про источники вдохновения? Учитывая довольно кровожадное содержание многих твоих работ, это весьма любопытно.
Меня всегда интересовало все философское и мистическое. В свое время я увлекался эзотерикой. Запоем читал книги по оккультизму и демонологии. Кроме того, я любитель экстремальных направлений металла, death, brutal death, black. Лирика и концепты многих из них вторят моим интересам. Мы, так сказать, понимаем друг друга. Я всегда любил разглядывать работы таких мастеров, как Гюстав Доре или Иеронимус Босх, в них помимо шикарного исполнения сокрыто много смыслов. Мне просто нравятся шокирующие изображения, те которые вызывают по-настоящему сильные эмоции. Металл – это сильная музыка, с сильным же и нонконформистским взглядом на многие житейские вещи. Оформление должно быть так же сильным, ярким, эпатажным, шокирующим, как и сама музыка.
11.И всё-таки, почему кровища, черепа и кишечные кошмары? Разве в этом нет места светлому и доброму?
Преувеличиваешь, у меня также хватает сюжетов без единой капельки крови! Но есть достаточно спорные работы, которые вряд ли вызовут одобрение широкой общественности. Ты спрашиваешь про «светлое» и «доброе»… Если лирика группы густо замешана на войне, колдовстве или социальных трениях, полагаю изображение чего-то «светлого» будет неуместно (если это только не очень остроумный ход). Не буду вдаваться в «смертельную» эстетику. Большинство здравомыслящих людей никогда не оценят положительно работы, в которых изображены смерть и страдания. Это узкий круг, для идиотов со схожими «тараканами» внутри голов. Я один из этих идиотов, но это касается меня только внутри этого узкого круга. Я сознательно выбираю кровавые, шокирующие сюжеты, чтобы произвести на смотрящего максимально сильное впечатление. Возможно, я не слишком хорош, как мастер и не могу тронуть зрителя изысканной палитрой или умопомрачительной композицией, тут я выбираю альтернативный путь эпатажа. И пусть это впечатление будет даже отрицательным, гораздо важнее, что не останется равнодушных. Я вполне разумный человек, не одобряющий насилие и не пропагандирующий смерть (в целом это ведь глупо). А на самом деле это отдельная тема, требующая более глубокого осмысления..

12. Тебя с годами экстремальная музыка не разочаровала?
Увы, это так. Мир меняется и это отражается так же и на музыке, как на творении живущих в этом мире. Все утилизируется (стилизуется) в один мусорный контейнер. В былые времена, например, направление thrash включало множество различных команд, тем не менее, серьезно отличающихся по своему звучанию. Даже самый тупой металхэд-пофигист вряд ли спутает Anthrax c Overkill или Testament c Sodom. И не только эти коллективы и направления! Что происходит теперь, даже со звездами метала, — это уныло. Змей мэйнстрима не сожрал разве что самых стойких, да и те начинают приторговывать вином со своим лого на этикетке (я о Slayer).
Говорить про молодые коллективы я вообще не могу без кривой ухмылки, все делается как под копирку. Я не могу упрекнуть их в технике и фирмовости подачи своей музыки, но самобытности им явно не хватает. Да и ощущение такое, что этих парней больше волнует цвет их гитары или то, сколько железок воткнуто в их тело, а не музыка.
13. Как оцениваешь востребованность дизайнерской работы в наше время? Я наслышан о патологической лени и завышенном самомнении в этой среде.
Профессия дизайнера очень востребована. Хороших и главное — адекватных специалистов очень не хватает. На счет лени ничего не могу сказать, дизайнер, это, прежде всего, увлеченный своим делом человек который может напрочь забыть про «поесть-поспать» когда занят интересным проектом. А завышенное самомнение вообще свойственно многим, и это не только недостаток дизайнеров. Другое дело, что дизайнер благодаря упорному труду и таланту достигает определённых высот, и это портит его, как человека. Тошнотворное зрелище. Достаточно трутней, желающих чтобы им платили за каждый запуск Фотошопа, но почему-то не желающих купить лицензионную версию этого продукта. Вообще могу сказать, что, как только пересекается интерес творческий с интересом денежным, то зачастую побеждает второе, что значит гибель дизайнера, как творца. Ну, невозможно измерить креатив рублями или валютой. Он либо есть, либо его нет. За работу и особенно умственную нужно платить и платить хорошо, но преследуя цель наживы, а не достойной реализации, творец просто губит себя.

14. Как у тебя складываются отношения с забугорными клиентами?
Буду откровенен, не слишком серьезно отнесся к этому, оттого и сотрудничество было мимолетным и краткосрочным. По сути нечего сказать, перейдем к следующему вопросу?
15.Раз пошла такая тема… Расскажи, что больше всего не устраивает в работе и общении с отечественными заказчиками? Что нужно учесть тем, кто хочет с тобой поработать?
Не люблю музыкантов, неуважительно относящихся к тому, чем занимаются, т.е. к музыке.
Не особо нравится работать просто так, не в смысле оплаты, а в смысле полноценной реализации проекта. Ощущение собственной значимости порой важнее денег. Касательно денег, это универсальная благодарность за проделанный труд. Еще больше не люблю товарищей, неуважительно относящихся к труду дизайнера. Почему-то многим кажется, что рисовать картинки, да еще за деньги – неимоверно круто. Спешу разочаровать, это адов труд, зачастую еще и сизифов. Я поклонник конструктивизма, спокойно выслушиваю критику и готов исправить то, что действительно требует доработки. Но ничем не подкрепленные капризы меня, мягко говоря, раздражают.
16.Чьё мнение в оценке собственной работы для тебя наиболее важно?
Мнение старших коллег, которые мудрее и талантливее. «Старших» не в смысле возраста, а в смысле своих качеств. Не тот старшой, кто сед бородой, а тот старшой, кто умен головой, не так ли? Так же важно мнение самих заказчиков. В итоге, главное, чтобы понравилось им! Оформление пластинки – всего лишь визуальная составляющая, помогающая слушателю погрузиться в атмосферу альбома. Если музыканты видят, что картинка вторит их музыке, значит, проект удался.
17.Рисуешь что-нибудь в стол? У тебя много остаётся нереализованных идей?
Нереализованных идей масса, поскольку все они не относятся к коммерческим. А готовых и не проданных работ нет совсем, делаю все под заказ, следовательно, не бывает такого, что работа не востребована. Я уже подумываю о том, чтобы заняться не оформлением «под заказ», а просто делать то, от чего получаю настоящий кайф! Такие работы содержат частичку меня самого и выглядят действительно впечатляюще. Почему-то уверен, что и на них найдется свой покупатель. Пабло Пикассо как то сказал: «Художник рисует то, что может продать. Хороший художник продает то, что рисует». И он чертовски прав! Возможно, мне стоит подумать о том, чтобы стать «Хорошим художником»!
18. Как решаешь вопрос нехватки вдохновения? Какой отдых предпочитаешь, когда закипает мозг?
Нехватка вдохновения с лихвой компенсируется уязвленным тщеславием! И я думаю, что так у многих дизайнеров. Поверь, когда дизайнер смотрит на работу коллеги, которая по всем параметрам превосходит его последнее творение, это является мощным стимулом для тогго, чтобы если не перещеголять его, то хотя бы сделать нечто подобное по качеству и восприятию. Из-за плотной занятости мой отдых достаточно однообразен и представляет собой просто смену деятельности. В сезон люблю погонять на велосипеде и пострелять из пневматики. Также очень неплохо надраться в своей компании или зажечь с классной девчонкой! В планах поездить по миру, набраться впечатлений, поучаствовать в каких-то других интересных проектах.
19.Наконец, сформулируй своё жизненное кредо!
Живи и работай в удовольствие, будь самоироничным, философски смотри на этот мир.
Жизнь слишком коротка для скупых клиентов и тухлых идей! Надо успеть реализовать все некоммерческие проекты, а еще выспаться и попробовать как можно больше сортов виски!
STAY ROCK!


1 278 просмотров

1 комментарий “Интервью с художником Pablo the Elephant”

  1. Анна Владиславовна:

    Я как раз тот учитель из магаданской художки, у которого учился Паша Антонов, очень приятно и интересно было прочитать интервью и немножко погордиться, что имела отношение к становлению художника Pablo the Elephant))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*