Аарон Копленд

Американский композитор и дирижер Аарон Копленд родился 14 ноября 1900 года в Бруклине в еврейской семье эмигрантов из Литвы. Дом, где проживала семья, находился в районе проживания малоимущего населения города, которое составляло большинство. Здесь мало кого интересовало искусство, и все вокруг были сосредоточены лишь на коммерческой деятельности. И, скорее всего именно поэтому, лишь к тринадцати годам мальчик всерьез заинтересовался музыкой. Долгое время, его большое желание, кроме учебы в школе, заняться еще и этим интересным делом, не находило поддержки со стороны родителей, которые видели в сыне только будущего коммерсанта. Но настойчивость в достижении поставленной цели помогла мальчику преодолеть робость и самостоятельно договориться с учителем музыки Леопольдом Вольфсоном об уроках игры на фортепиано. Четыре года успешных занятий с Вольфсоном, проявили серьезный интерес начинающего музыканта к композиции, и по его совету Копленд становится учеником широко известного тогда в Нью-Йорке композитора и педагога Рубина Гольдмарка. Занятия под руководством Гольдмарка, ярого приверженца творчества Вагнера, в значительной степени обогатили познания Аарона Конпленда, но, к его сожалению, практически не давали представления о современной музыке. Поэтому, наряду с выполнением заданий довольно консервативно настроенного педагога, Копленд параллельно писал сочинения, не подлежащие показу Гольдмарку, и в которых молодой музыкант позволял себе эксперименты с нестандартными музыкальными формами.

Со временем для Копленда стало очевидным, да и не только для него, что фундаментальные знания в области композиции можно получить, только пройдя школу европейской музыки. В 1921 году он отправляется во Францию, избрав для своего дальнейшего совершенствования только что открывшуюся в Фонтенбло Американскую консерваторию. Официальным руководителем класса композиции был профессор Парижской консерватории, хороший педагог и строгий приверженец академической школы, Поль Видаль. Но так сложилось, что не он сыграл главную роль в становлении творческой личности композитора Копленда. Это выпало на долю преподавателя гармонии и замечательного музыканта Нади Буланже.

Как-то раз Копленд посетил ее занятия и услышал, с каким мастерством она анализировала перед своими учениками партитуру оперы Мусоргского «Борис Годунов». После этого молодой американец стал брать у нее частные уроки композиции. Энциклопедические знания, любовь к музыке и редкое педагогическое мастерство Нади Буланже способствовали быстрому раскрытию таланта молодого композитора.

Его жизнь в Париже протекала в период бурного выдвижения группы «Шести», острых импровизаций Эрика Сати и возникновения новых тенденций в живописи. А посещение мировых премьер сочинений Равеля, Прокофьева, Стравинского и Бартока способствовали попыткам, во что бы то ни стало сказать и свое слово в современной музыке.

Через три года Копленд вернулся в Нью-Йорк. Он привез с собой довольно много своих сочинений, в числе которых была Пассакалия для фортепиано, Рондино для струнного квартета и одноактный балет «Грог». И хотя балет так никогда и не был поставлен, его музыка послужила основой для создания одного из известнейших сочинений Копленда – трехчастной «Танцевальной сюиты».

Вскоре после возвращения на родину, Копленд становится активным участником композиторских ассоциаций США. Он становится преподавателем в Новой школе социальных исследований и вместе с Сешнсом учреждает серию концертов современной американской музыки. Позднее, Копленд был одним из первых руководителей известного Музыкального центра Тэнглвуд в Беркшире и до 1965 года преподавал здесь композицию.

В ранних произведениях композитора, таких как «Музыка для театра» и Концерт для фортепиано с оркестром, можно заметить черты неоклассицизма французской школы в необычном сочетании с джазовыми ритмами. Следующие затем произведения Копленда – «Симфоническая ода» и «Утверждения» для оркестра, — уже отмечены значительным влиянием Шёнберга и выдержаны в суровом, диссонантном и абстрактном стиле.

Еще в 1924 году дирижером лучшего в Америке Бостонского симфонического оркестра, стал приехавший из Парижа Сергей Кусевицкий. Талантливейший музыкант много сделал для развития молодой американской музыки и, в частности, неизменно поддерживал Копленда, заказывая ему сочинения и исполняя их в программах руководимого им оркестра. Однако, несмотря на это, разрыв между художественными запросами американской публики и творчеством Копленда, заставил композитора пересмотреть свои взгляды, и с 1936 года он стал писать музыку, ориентированную на широкого слушателя. Его новые сочинения – оркестровая пьеса «Салон Мехико», ковбойские балеты «Парень Билли» и «Родео», а также балет «Аппалачская весна», быстро стали популярными в Америке и принесли известность композитору.

Признательность своих соотечественников с этих пор композитор испытывал до конца своих дней.

Его балет «Аппалачская весна» в 1945 году был удостоен Пулитцеровской премии. За удивительно гармоничную музыку к фильму «Наследница», он получил в 1949 году награду Академии. Президентской медалью свободы его наградили в 1964 году.

Копленда избрали своим почетным членом несколько выдающихся организаций, в числе которых нью-йоркский Национальный институт искусства и литературы и лондонская Королевская академия музыки.

В 1969 году творческая активность композитора снизилась. Он заболел болезнью Альцгеймера, уже не мог больше сочинять и практически больше ничего не написал.

Но все-таки он продолжал выступать в качестве дирижера и читать лекции еще почти пять лет.

Аарон Копленд умер зимой 1990 года в Норт-Тарритауне. Ему было 90 лет.

Виктор Каширников


9 360 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Самые отвязные крошки сайта устроят для вас настоящую оргию.