Антон Степанович Аренский

Русский композитор — лирик, создавший прекрасные незабываемые романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился 12 июля  1861 года в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, практикующий доктор, хорошо играл на виолончели, а мать была  неплохой  пианисткой. Незаурядные музыкальные способности ребенка особенно проявились  тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Систематические же занятия музыкой начались в Петербурге. Здесь Антон поступил в частную музыкальную школу Руссо.  Руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Карл Карлович Зикке. В девять лет ученик сделал  первые удачные  шаги  в композиции. Дальнейшее   музыкальное образование  Аренский  получил в Петербургской консерватории. Учеба давалась легко, и  он с блеском окончил  консерваторию в 1882 году по классу композиции  Н.А. Римского – Корсакова. 
В том же году Аренский был приглашен преподавателем в Московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников были С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н. Скрябин, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр и Пауль Юон. 
В 1895 году  Аренский оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллой по рекомендации М.А.Балакирева, который оставил этот пост.  Должность управляющего Придворной певческой капеллой Аренский занимал до 1901 года, а затем  вышел в отставку. После этого он начал довольно долгую активную  концертную деятельность, выступая  в качестве  пианиста  и дирижера. Его концерты успешно прошли тогда  во многих городах России и в крупных музыкальных центрах Европы.
Интенсивная концертная деятельность  не мешала  композитору  сочинять  много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически — созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского его современников, русских композиторов, и прежде всего, П. И. Чайковского. 
Главные сочинения композитора для театра, —  оперы «Сон на Волге»,  «Наль и Дамаянти» и «Рафаэль», были поставлены на сцене Большого театра в Москве, а  балет «Египетские ночи», написанный в 1900 году, был поставлен в Петербурге в 1908 году.
Уникальный мелодический дар Аренского позволил ему создать множество великолепных романсов и камерных произведений. К их числу относятся четыре сюиты для двух фортепиано и Фортепианное трио d-moll, посвященное памяти К. Давыдова.
Из других произведений композитора необходимо назвать музыку к инсценировке поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» с соло, хорами и оркестровыми номерами. Кантату на десятилетие коронования Императора Александра III,   две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы  И.Т. Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки и виолончели.
 
Его перу принадлежат также несколько светских хоров, а также целый ряд духовно-музыкальных сочинений.
Кроме того, Аренским были изданы: «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к этому руководству, и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки».
Творческая жизнь композитора проходила в тесном общении с другими русскими композиторами, его современниками. Его музыка часто исполнялась и пользовалась заслуженным успехом. 
Известный русский музыкант, пианист  А.И. Зилоти, любимый ученик Листа, часто включал в программу своих выступлений произведения  Аренского. Он исполнял их  в концертах и в России, и в Европе, и в США, куда он эмигрировал в 1922 году. 
Антон Степанович Аренский умер в феврале 1906 года, в возрасте 45 лет, в Перкярви, неподалеку от Териоки. Он занимал выдающееся место среди современных ему русских композиторов. Отличительными качествами его замечательной музыки  были, и остались по сей день — красота, мелодичность и грация.
Виктор Каширников

9 332 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*