Фернандо Паэр

Итальянский композитор и дирижер Фернандо Паэр. Семь лет он прослужил дирижером королевской камерной музыки и до самой своей смерти счастливо сохранил жизнерадостность и любовь к труду


Итальянский композитор и дирижер Фернандо Паэр родился 1 июня 1771 года в Парме. Музыкальное образование он получил в своем родном городе, где с ранних лет учился музыке под руководством опытнейших преподавателей Г. Гиретти и Ф. Фортунати. Еще во время занятий у Фернандо проявилась явная склонность к композиции, и он постоянно пытался сочинять небольшие музыкальные произведения.

А в 16 лет талантливый юноша смог уже выступить в качестве композитора со своей первой комической оперой “La Locanda de`vagabondi” , которая была успешно исполнена в первый раз в Парме в 1789 году. Через год Фернандо написал свою следующую оперу “I pretendenti burlanb”. Вот именно с этих пор семнадцатилетний музыкант получил признание у современников как оперный композитор. После окончания занятий, начался новый этап в жизни молодого музыканта, когда большую часть своей жизни он стал проводить за границей, работая в европейских музыкальных центрах.

В 1791 году Паэр становится капельмейстером оперного театра Венеции. Для этого театра композитор написал несколько опер в стиле Чимарозы и Паэзиелло, которые были хорошо приняты капризной и избалованной венецианской публикой. Через шесть лет Паэр переезжает в Вену, где тщательным образом изучает партитуры опер Моцарта. Это стало для него настоящей школой, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие композиторского таланта молодого музыканта. Больше того, в своих сочинениях Паэр старался теперь подражать Моцарту и, надо сказать, не безуспешно. Его опера “Camilla”, написанная в Моцартовском стиле в 1799 году, по отзывам современников, стала лучшим произведением композитора. Она была поставлена в Венском оперном театре и прошла с огромным успехом.

В 1802 году судьба композитора вновь переменилась, когда он получил престижное место придворного капельмейстера в Дрездене. Главным и наиболее крупным сочинением Паэра в это период стала опера «Леонора или Супружеская любовь» (“Leonora ossia L`amore coniugale”), поставленная на сцене оперного театра в Дрездене в 1804 году. Заслуженный успех поставленной оперы подтвердил еще раз, что композитор Паэр, одна из самых заметных фигур на оперной сцене начала XIX века. Кстати следует заметить, что сюжет этой оперы послужил впоследствии основой для либретто оперы Бетховена — «Фиделио».

В 1806 году композитор был приглашен в Париж императором Наполеоном I , и назначен директором итальянского театра. Через восемь лет, после падения императора и событий 1814 года, когда к власти во Франции пришли оппозиционеры, Паэра лишили занимаемой им должности, и, таким образом, он оказался не у дел. Но судьба снова была благосклонна к маэстро, и после реставрации его назначили инспектором музыки и придворным композитором Людовика XVIII.

Паэр исполнял также должность заместителя директора парижского оперного театра «Театр Итальен». А директором этого театра был тогда его современник, итальянский композитор Россини. И вполне естественно, что они были в какой — то мере соперниками. Но, несмотря на то, что Паэр всегда был необычайно чутким и сердечным человеком, у него было, довольно много врагов, и вот они то и воспользовались творческим соперничеством двух больших композиторов.

Благодаря их стараниям, в Париже появилась анонимная брошюра, названная «Паэр и Россини», в которой Паэр обвинялся в коварных и непорядочных интригах против талантливого конкурента. Вскоре, не желая участвовать в каких либо интригах дрязгах, Россини покинул театр. Но враги Паэра не унимались и стали обвинять его, помимо прочих грехов, еще и в том, что после ухода Россини, дела театра пошли чрезвычайно плохо. Эта скандальная ситуация и стала той причиной, по которой Паэр в 1827 году тоже ушел из театра.

В 1831 году Паэр был избран членом Парижской академии, а через год назначен дирижером королевской камерной музыки. Кроме того, композитор был почетным инспектором и преподавателем композиции Парижской консерватории.

Всего Паэр написал 44 оперы, но лишь немногим из них удалось надолго удержаться в репертуарах оперных театров. Одной из них стала французская комическая опера «Капельмейстер» (Le maitre de chapelle), которая долго пользовалась успехом у французской публики.

Причиной же недостаточной популярности опер Паэра, стал блестящий талант его современника и соотечественника Джоаккино Россинии, замечательные оперы которого, как правило, вызывали неизменный восторг публики и были вне конкуренции.

А композитор Паэр семь лет прослужил дирижером королевской камерной музыки и до самой своей смерти счастливо сохранил жизнерадостность и любовь к труду.

Его жизнь оборвалась весной 1839 года. Ему было в ту пору 68 лет.

Виктор Каширников

565 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*