Флоран Шмитт


Французский композитор Флоран Шмитт родился 28 сентября 1870 года в Бламоне в семье профессионального органиста, который с детства занимался с сыном музыкой. Ребенок рано узнал классическую и романтическую немецкую музыку. Некоторое время мальчик учился гармонии в Нанси у Г. Сандре. Затем отец подготовил юношу к поступлению в Парижскую консерваторию, куда Флоран и поступил в 1896 году.

Его педагогами здесь были Дюбуа (гармония), Жедальж (контрапункт), Массне и Форе (композиция). В 1900 году, после четырехлетних неудачных попыток, молодой музыкант был удостоен Большой Римской премии за кантату «Семирамида», которая в том же году с успехом была исполнена в «Концертах Колонна». А композитор отправился на четыре года в Рим, на знаменитую виллу Медичи, место пребывания лауреатов Римской премии.

Большое желание Шмитта повидать широкий свет заставляет его, несмотря на строгие напоминания начальства, совершать длительные поездки по Австрии, Греции, Испании, Италии, Польше и Турции. Огромные впечатления от этих поездок нашли отражение в созданных композитором произведениях в годы странствий, и долго служили потом источником вдохновения музыканта.

К числу наиболее известных из написанных тогда произведений принадлежит «Псалом № 47» на тексты Ветхого завета. Сочинение было написано в качестве очередной работы стипендиата Римской премии и было отмечено темпераментом, полнозвучностью и редчайшей соразмеренностью формы. Музыкальные критики отмечали, что это поистине грандиозное произведение напоминает собой величественное здание. Не осталось без внимания современников и мастерское использование композитором возможностей хора. Можно предположить, что масштабы произведения, навеяны общением композитора с его друзьями – архитекторами Полем Биго и Полем Гарнье, которые жили с ним в Риме.

По словам поэта Леона – Поля – Фарга, близкого приятеля Шмитта, сочинение прозвучало тогда в Париже «подобно извержению вулкана».

Вообще же, если говорить о творчестве Флорана Шмитта, то, по мнению ряда французских авторов, современников композитора, многие его произведения, написанные в начале XX века, предвосхитили находки И. Стравинского, который появился в Париже, лишь три года спустя после премьеры «Псалма № 47» и создания другого замечательного произведения Шмитта – балета «Трагедия Саломеи». Как известно, первоначально музыка «Трагедии Саломеи» была написана для малого состава оркестра. В таком виде она была исполнена в начале ноября 1907 года в парижском театре “Grand-Opera”. Через четыре года Шмитт создал новую редакцию партитуры для большого оркестра. Премьера состоялась в парижском «Театре Шатле» и немного позднее исполнена в антрепризе С.П. Дягилева. Именно в этом оркестровом варианте до сегодняшнего дня исполняется музыка этого балета. Либретто написано на библейский сюжет и представляет собой кровавую, проникнутую восточной чувственностью драму. Композитор удивительно точно передал соответствующие драме краски. Здесь и медленное вступление, рисующее зловещий закат на берегу Мертвого моря и объемно написанные сладострастные пляски Саломеи – «Танец страсти», «Танец крови» и «Танец ужаса».

С 1922 года, в течение двух лет Флоран Шмит служил директором Лионской консерватории.0дин из немногих учеников Шмита, французский композитор Пьер Октав Ферру, написал о нем книгу, где отмечает, что самые, казалось бы, дерзкие по звучанию сочинения Шмитта при ближайшем рассмотрении, оказываются классически ясными.

Флоран Шмитт еще не раз возвращался к восточной экзотической тематике. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Антоний и Клеопатра», «Саламбо», «Ориана несравненная»», «Танец Абисаг», (возлюбленной царя Давида) и многих других.

В 1932 году по заказу С.Кусевицкого, Шмитт написал «Концертную симфонию» для фортепиано с оркестром. Он посвятил ее великому маэстро и его замечательному оркестру и выступил тогда в США в качестве солиста.

Еще с 1929 года композитор стал регулярно выступать в печати в качестве музыкального обозревателя газеты “Temps”. С годами он стал влиятельным музыкальным критиком и многие годы его статьи, рецензии и фельетоны, появлялись в “La France”, “Revue de France”, “Courrier musical” и других периодических изданиях.

В1936 году его избирают в члены Французской академии.

Творческое наследие композитора состоит из 138 сочинений, среди которых пять балетов, девять кантатно-ораториальных произведений и свыше тридцати симфонических партитур.

Последние сочинения Шмитта написаны в классической форме. Здесь хоры, струнное трио, струнный квартет, соната для флейты, кларнета и клавесина и, наконец, Вторая симфония, законченная всего за несколько месяцев до смерти композитора. Это великолепное произведение в романтическом духе, которое завершается гимном природе и радостям жизни.

Композитор Флоран Шмитт умер в конце лета 1958 года в местечке Нейи-сюр-Сен в предместьях Парижа. Ему было 88 лет.

Виктор Каширников

.


11 804 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*