Франсуа Буальдьё

В середине декабря 1775 года в Руане, в семье секретаря местного архиепископа родился мальчик, которому было суждено стать известным французским композитором, классиком жанра комической оперы. Начало большого музыкального пути Франсуа было положено, когда он стал петь в церковном хоре и начал свои музыкальные занятия под руководством Шарля Броша, органиста Руанского собора. Брош многому научил своего ученика. Под его руководством мальчик получил неплохое начальное образование, но учитель грубо обращался с ним и порой даже заставлял исполнять лакейские обязанности. В какой- то момент, тонкая, чувствительная натура ребенка была не в силах выносить больше такую жизнь и вынудила его бежать в Париж, откуда Франсуа силой возвратили обратно. Так проходило его детство. А с 15 лет он уже служил органистом в руанской церкви Сент — Андре.

Но следует здесь сказать, что главных своих учителей Франсуа Буальдьё выбрал сам. Это были Филидор, Гретри и Пиччини. Он очень тщательно изучил их замечательные оперы и таким образом достиг значительных успехов в своем музыкальном образовании.

В 1791 году появились его первые музыкальные сочинения – фортепианные сонаты и романсы с которыми молодой музыкант начинает активно выступать. Через два года на сцене руанского театра была поставлена небольшая опера восемнадцатилетнего музыканта “La fille coupable”, либретто которой написал его отец. В 1795 году там же увидела свет и вторая опера Франсуа “ Rosalie et Myrsa”, которую местная публика приняла весьма благосклонно.

События Великой французской революции напрочь разрушили благосостояние семьи Буальдьё и молодой Франсуа, полный надежд и мечтаний, захватив с собой партитуры своих сочинений, пешком отправился из Руана в Париж навстречу своей славе. Но мечты молодого композитора не оправдались – великий город не признал его. Чтобы не умереть с голода Буальдьё стал работать настройщиком. Тем не менее, постепенно его грациозные романсы, которые пелись в лучших парижских салонах, стали приносить ему известность. Он познакомился с Мегюлем и Керубини, и это стало большим стимулом в его дальнейшей творческой деятельности. Композитор начал активно и плодотворно работать. И уже в 1797 году на парижской оперной сцене состоялась премьера оперы Буальдьё “La famille coupable”. Вскоре последовала постановка еще одной его оперы – “Le calife Baghdad”. Большой успех этих двух сочинений сделал имя Франсуа Буальдьё известным и популярным в Париже.

В 1802 году композитор женился на талантливой и красивой балерине, но как — то с самого начала, нормальные отношения в семье между супругами не сложились. Но, несмотря ни на что, композитор продолжал много работать и в 1803 году очередная опера маэстро “Ma tante Aurore” произвела настоящий фурор в публике. Ликованию ее не было предела. Это событие еще больше обострило семейные неурядицы в семье композитора. Такова основная причина, по которой, неожиданно для многих, французский музыкант на пике своей славы, покинул Париж. Дело в том, у Франсуа Буальдьё появилась возможность уехать на службу в Россию. Этой возможностью он и воспользовался.

Семь лет прожил музыкант вдали от родины. Он служил в Петербурге в качестве капельмейстера придворной французской оперной труппы и, кроме того, исполнял должность инспектора музыкальных классов Петербургского театрального училища. Здесь композитор создал и поставил несколько опер, причем некоторые из них исполнялись не только на придворной сцене, но и в обычных театрах. Среди них одноактная опера «Опрокинутые кареты» и «Алина, королева Голкондская». Вместе с тем Буальдьё сочинял музыку к многочисленным водевилям и марши для императорской гвардии. Служба при дворе протекала успешно. Император Александр I щедро осыпал композитора своими милостями.

После возвращения в Париж, Буальдьё занял место профессора парижской консерватории и создал целый ряд новых опер, среди которых особенно выделяются «Красная шапочка» и «Белая дама», причем последняя по праву считается одним из самых значительных произведений композитора. Написанная на либретто Э.Скриба по мотивам романов Вальтера Скотта « Гай Маннеринг» и «Монастырь», эта опера положила начало романтическому направлению в музыкально – театральном искусстве Франции и долгое время была истинным украшением репертуара многих музыкальных театров. Опера имела огромный, ни с чем не сравнимый, успех. Восторженную оценку ей дал композитор К.М. Вебер.

Следующая за ней опера «Две ночи», отличалась великолепной красивой музыкой, однако успеха не имела. Причиной этого стало неудачное либретто. Произведение стало последним в творчестве композитора. После этой оперы он больше не написал ничего.

Всего же Франсуа Буальдьё написал около сорока опер. Некоторые из них были написаны совместно с его замечательными современниками: Керубини, Крейцером, Бертоном, Мегюлем и Лесюэром. Вместе с тем, довольно существенную часть сочинений композитора составляет фортепианная музыка. Она отличается необычайной мелодичностью и изяществом.

В 1829 году, по собственной инициативе, музыкант вышел из состава парижской консерватории, получив приличную пенсию, а также еще одну пенсию от короля, как директор «комической оперы». Казалось, все в жизни складывалось удачно. Но неожиданно грянувшая революция 1830 года лишила композитора его обеих пенсий, и он вынужден был после непростых хлопот вернуться обратно в консерваторию. Прослужил композитор здесь недолго.

Осенью 1834 года Франсуа Буальдьё умер от горловой чахотки в своем имении Жарси.

Музыкальный Париж торжественно простился с ним в Доме Инвалидов под звуки Реквиема Керубини. Во Франции высоко чтят имя своего соотечественника – композитора Франсуа Буальдьё. На его родине еще в 1839 году сооружен великолепный памятник, а каждый, кто хоть раз бывал перед театром Опера-комик в Париже, находился на площади, названной в его честь.

Виктор Каширников

571 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*