Генрик Венявский

Выдающийся польский скрипач и композитор Генрик Венявский родился 10 июля 1835 года в Люблине. Его отец, Тадеуш Венявский, был врачом, а мать, в свое время, получила профессиональное музыкальное образование в Париже. Красивая обаятельная женщина хорошо играла на фортепиано и прекрасно пела. Особая творческая обстановка в доме, созданная матерью, в большой степени способствовала раннему музыкальному развитию четырех детей. В доме часто бывали артисты, художники, поэты и музыканты. Здесь нередко звучала музыка на импровизированных концертах. Однажды в доме выступил известный венгерский скрипач Миска Гаузер, приехавший в Люблин с концертом. Его игра просто ошеломила шестилетнего Генрика. Он напевал услышанные скрипичные мелодии, пытался соорудить из дощечки скрипку и с этих пор твердо решил научиться играть на этом инструменте. И вот тогда, вопреки предубеждению супруга, Регина Венявская настояла на необходимости профессионального образования ребенка, и вскоре уже состоялись его первые уроки, которые дал концертмейстер люблинского оперного театра, скрипач, Ян Горнзела. Очень быстро ученик освоил основы скрипичной игры и теперь уже его учителем становится известный польский скрипач-виртуоз Станислав Сервачиньский. Прошло полтора года, и Генрик Венявский многому у него научился. Он был способен играть сложнейшие в техническом отношении скрипичные концерты. Стало очевидным, что молодой музыкант чрезвычайно талантлив и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Родители приняли решение о продолжении его образования в парижской консерватории. В Париже жил тогда брат матери, польский композитор и пианист Эдуард Вольф. Но при поступлении в парижскую консерваторию выяснилось, что согласно уставу, иностранец сюда принят быть не может. Да и возраст его значительно меньше 12 лет, что тоже было вопреки уставу. Однако для невероятно талантливого юного музыканта было сделано исключение. После особого специального декрета министра внутренних дел Франции, 8 ноября 1843 года Генрик Венявский стал все — таки студентом парижской консерватории. Правительство России выделило ему стипендию для учебы и жизни в Париже.

Занятия Генрика с одним из лучших профессоров консерватории по классу скрипки Ж. Массаром, проходили с большим успехом. Через три года талантливый ученик уже принял участие в заключительном выпускном конкурсе. С необычайным художественным чутьем и виртуозным блеском исполнил он тогда сложнейший концерт №17 Виотти, и потрясенное жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку первую премию и большую золотую медаль. Это стало уникальным и единственным случаем в истории парижской консерватории. Директор консерватории Д.Обер передал тогда юному музыканту еще и подарок русского императора Николая I – бесценную скрипку работы великого Джезу Гуарнери. К чести юного музыканта надо заметить здесь, что подлинный свой триумф, он встретил довольно спокойно и сдержанно, не переставая активно и увлеченно трудиться.

Вскоре состоялась концертная поездка в Россию, которую Михаэль Венявский предпринял в знак благодарности русскому императору и правительству. Вместе с ним в поездке принял участие и его младший брат Юзеф, пианист, студент парижской консерватории. Весной 1848 года состоялись несколько их концертов в Москве и Петербурге, которые прошли с большим успехом. Затем концерты состоялись в Финляндии, в нескольких прибалтийских городах и в Вильнюсе. И везде неизменный успех.

Наступило время, когда у Генрика возникла неудержимая тяга к сочинительству музыки и появляются его первые опыты в этом направлении. В 1849 году Венявский вновь возвращается в парижскую консерваторию, в класс композиции профессора И.Коллета, и, пополнив знания в области композиции, через год начинает активнейшую концертную деятельность вместе с братом, который к этому времени тоже окончил парижскую консерваторию.

Выступления братьев в Европе и России продолжались практически непрерывно, около десяти лет, причем главным организатором этих концертов выступала их мать – Регина Венявская.

В 1860 году А. Рубинштейн предложил М.Венявскому совершить совместную концертную поездку в Лондон. Здесь Рубинштейн познакомил своего коллегу с родственниками известного английского пианиста Д.Осборна. Венявский неожиданно, и прежде всего для себя, влюбился в дочь этих родственников, Изабеллу. После нескольких драматических эпизодов и странных условий отца семейства, было получено, наконец, его разрешение на замужество дочери. Осенью 1860 года в Париже состоялось пышное бракосочетание. По условиям договоренности Венявский застраховал свою жизнь на очень крупную сумму, которая стала бы материальным обеспечением семьи после его смерти, и теперь он должен был ежегодно платить страховой компании 2000 рублей.

В 1862 году состоялось открытие Петербургской консерватории. Профессором по классу скрипки был приглашен Венявский. Шесть лет посвятил он этой деятельности. Кроме того Венявский выступал и как дирижер, а также возглавлял великолепный профессиональный квартет Российского Музыкального Общества. И, конечно же, немало времени занимала концертная деятельность. Вместе с тем, как это ни удивительно, но именно в это время написаны лучшие произведения Венявского: концерт № 2 ре-минор ор.17, две мазурки ор. 19, фантазия на темы оперы Гуно «Фауст» ор.20, полонез ля мажор ор. 21 и этюды – каприсы для двух скрипок ор.18.

Понятно, что настолько насыщенный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье маэстро. В 1867 году он неожиданно практически потерял слух, и только долгое лечение помогло справиться с этим недугом. Позднее, на гастролях в Варшаве с ним случился тяжелый сердечный приступ, из которого Венявскому с трудом удалось выйти. Состояние здоровья стало мешать выполнению служебных обязанностей, и он решил оставить службу. Однако необходимость выплаты страхового взноса, заставило композитора вновь начать гастрольные поездки.

Теперь для музыканта началась нескончаемая концертная деятельность, интенсивности которой приходится только поражаться. К примеру, в 1872 году, за восемь месяцев гастролей в Америке вместе с А. Рубинштейном, они должны были выступить 215 раз. Рубинштейн не смог выдержать такой нагрузки, вернулся в Петербург, а Венявский завершил это турне, только через два года.

Последние гастроли музыканта прошли на юге России в 1879 году. В Одессе произошел очередной сильный сердечный приступ, и Венявский не смог больше выступать. По просьбе Н.Г. Рубинштейна помогла композитору в этот роковой момент известная русская меценатка фон-Мекк. Она пригласила Венявского в свой дом и окружила необходимой заботой. К лечению были привлечены лучшие по тем временам врачи. Однако ничего сделать уже было нельзя. 31 марта 1880 года сердце музыканта перестало биться. Ему было всего 44 года. Через несколько дней на панихиде в Москве прозвучал Реквием Моцарта в исполнении оркестра, хора и солистов Большого театра и консерватории под управлением Н.Г.Рубинштейна. Россия прощалась с великим музыкантом.

Виктор Каширников


675 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*