Гвидо д`Ареццо

На заре развития музыкальной культуры, около 1000 лет назад, возникла крайняя необходимость в более точной записи создаваемых музыкальных произведений, для того, чтобы была возможность воспроизвести их вновь с наибольшей достоверностью.
Среди подлинных реформаторов нотного письма того времени особое место занимает Гвидо д`Ареццо.
Он родился в  Равенне в 956 году и о его первой половине жизни практически ничего не известно. Достоверно лишь то, что достигнув необходимого возраста, Гвидо д`Ареццо стал  монахом бенедектинского монастыря Помпозы, расположенного неподалеку от Равенны. Это был чрезвычайно одаренный  человек, целеустремленный  и трудолюбивый. Причем во всем, за что бы ни брался молодой монах, ему сопутствовал успех. Ко всем другим достоинствам,  природа наградила его еще и необычайным музыкальным талантом. По дошедшим до нас сведениям, Гвидо оказался прекрасным преподавателем пения. Многие в монастыре стремились оказаться среди его учеников. Но  и тысячу лет назад, существовал человеческий порок, называемый завистью, и другие преподаватели монастырского пения, объединённые этим пороком, сделали жизнь Гвидо в монастыре Помпезо невыносимой, и он вынужден был покинуть его и перейти в другой монастырь – в Ареццо, от которого и получил, спустя некоторое время, свое прозвище  Гвидо Аретинского.
Способ преподавания духовного пения, основоположником которого стал выдающийся музыкант своего времени Гвидо д`Ареццо, давал блестящие результаты. Прежде всего, музыкант  обратил внимание на нотацию,  и придумал четырехлинейную систему, на которой точно определил местонахождение полутонов, которые, встречаясь между различными ступенями церковных ладов Григория Великого, характеризовали данный лад, а вместе с тем и основанную на этом ладе мелодию. Стараясь создать и практические средства, для возможности точно записать данную мелодию, Гвидо придумал целый ряд правил, представляющих довольно сложную систему сольмизации или так называемых гексаккордов. В основу своей системы Гвидо положил новые названия тонов: ut, re, mi, fa, sol, la, при этом  ut обозначало с, re – d, mi – e, fa – f, sol – g, la – а. 
Здесь следует заметить, что эти новые названия тонов появились не просто, как произвольные обозначения, а  в строгом соответствии с начальными слогами первых шести строк церковного гимна святому  Иоанну. Согласно преданию, этот святой  был покровителем всех  певцов на Земле. Кроме этих тонов, вновь  придуманные названия означали и другие диатонические звукоряды из шести тонов, но при условии, чтобы названия mi – fa совпадали с полутоном. Таким образом, получилась система гексаккордов, с помощью которых можно было записать весь существующий при Гвидо звукоряд.
За свои радикальные нововведения монах  Гвидо д`Ареццо подвергся гонениям со стороны консервативной части духовенства. Однако, будучи весьма образованным человеком, Папа Иоанн XIX, в миру граф Тускулумский, сумел быстро разобраться в этих нововведениях, помогающих значительно облегчить чтение записанных по этой системе мелодий. Мнение папы было безусловно решающим, и Гвидо с непривычными для него почестями был возвращен в монастырь Помпозы. Здесь он долгое время преподавал монастырским монахам пение и музыкальную грамоту. Никто больше не осмеливался тревожить его упреками в связи с  системой его преподавания. Она была безоговорочно принята. 
Удалившись от мирской суеты и занимаясь своим любимым делом, Гвидо закончил свои дни 17 мая 1050 года, прожив 95 лет.    
Система нотной записи, предложенной Гвидо д`Ареццо продержалась весьма долго, и ее следы можно увидеть даже в трудах теоретиков музыки XVIII-го столетия.
Великий музыкальный реформатор  оставил после себя много теоретических сочинений о музыке. Выдающиеся из этих сочинений до сих пор вызывают восхищение и удивление. Вот они.
“Micrologus Guidonis de disciplina artis musicae”, “Musicae Guidonis regulae rhythmisae in antiphonari sui prologum prolatae” и “Epistola Guidonis Michaeli monacyo de ignoto cantu directa”.
Виктор Каширников

5 832 просмотров

Добавить комментарий