Иоганн Гуммель

Австрийский пианист, композитор и дирижер Иоганн Непомук Гуммель родился 14 ноября 1778 года в Прессбурге в семье военного музыканта. Понятно, что с самого раннего детства музыка окружала его. Когда же ребенку миновало четыре года, отец начал учить его игре на скрипке. То ли учитель был не на высоте, то ли по какой то другой причине, но этот инструмент не пришелся по душе мальчику. Его неудержимо привлекала игра на фортепиано, к которой он и пристрастился с самого раннего возраста. Через некоторое время, руководствуясь материальными соображениями, семья переехала из Прессбурга (кстати, теперь, это Братислава), в Вену.

И здесь в Вене игру семилетнего Иоганна довелось услышать самому Моцарту. Великий маэстро сразу понял и оценил замечательный талант ребенка, и в скором времени маленький музыкант стал учеником знаменитого композитора. Два года продолжались эти занятия, и в 1788 году в Вене состоялось первое большое публичное выступление девятилетнего вундеркинда. Концерт прошел с невероятным успехом и стал собственно началом большого турне Гуммеля по странам северной Европы, которое он совершил вместе с отцом. Во время этой концертной поездки в Англии произошло знакомство Гуммеля с Й. Гайдном. После возвращения в Вену, твердо осознав необходимость дальнейшего музыкального совершенствования, Гуммель начал серьезно заниматься теорией композиции под руководством своего нового знакомого Йозефа Гайдна, а также Иоганна Альбрехтсбергера и Антонио Сальери. Занятия проходили очень успешно и мастерство музыканта значительно возросло. Теперь в течение нескольких лет музыкант занимается интенсивной концертной деятельностью и фактически большую часть жизни проводит в заграничных гастрольных поездках.

В 1804 году Иоганн Гуммель принял предложение князя Николауса Эстергази и занял место капельмейстера в его капелле в Эйзенштадте. В 1811 году композитор оставил капеллу князя и пять лет жил в Вене, занимаясь сочинением музыки, давая уроки игры на фортепиано и изредка концертируя. В 1816 году Гуммель ненадолго становится концертмейстером сначала в Штутгарте, а затем в Веймаре, где дирижирует спектаклями придворного музыкального театра. Кроме этого здесь в Штудгарте, он общается с Гёте и другими знаменитыми современниками, преподает и сочиняет свою замечательную лирическую музыку.

В 1822 году по приглашению великой русской княгини Марии Павловны, Иоганн Гуммель отправляется в Петербург. Здесь в России знаменитому австрийскому музыканту был оказан в высшей степени почетный и радушный прием. В Петербурге и Москве с большим успехом состоялись авторские концерты Гуммеля, на которых он исполнял специально написанную для этих выступлений фантазию на русские песни для оркестра, хора и фортепиано под названием «Полимелос». Ликование и восторг вызывали у публики выступления музыканта в России. Гастроли прошли на самом высоком уровне.

После Петербурга турне было продолжено. Музыкант посетил с концертами Голландию, Бельгию, Англию и Францию. Удивительный успех сопутствовал ему и теперь. Успех, не меньший чем тогда, когда он выступал здесь еще ребенком. Так и продолжалась жизнь знаменитого маэстро в длительных концертных поездках и сочинении своей музыки.

Его произведения вполне можно представить себе как переход от классического стиля Моцарта, Гайдна и Бетховена к салонному стилю, где музыка носит точный отпечаток его манеры блестящей фортепианной игры с ее изяществом, ровностью, легкостью и блеском.

Всего Гуммель написал около 130 произведений, в число которых входят 7 концертов для фортепиано с оркестром, 8 сонат для фортепиано, еще 8 для скрипки, 6 трио, симфония для фортепиано и скрипки, фантазия для фортепиано с оркестром, фортепианный квинтет, 3 струнных квартета, увертюра, 5 месс и несколько кантат.

Для музыкального театра композитором написаны около 12 опер, отдельные фрагменты к операм других авторов, 5 балетов и пантомим и музыка к нескольким театральным постановкам.

Полное собрание сочинений Гуммеля было в свое время издано в Париже и составляло 21 книгу.

Все оперы Иоганна Гуммеля имели значительно успех у его современников, но все- таки наибольшее значение в его творчестве занимали его фортепианные сочинения. Именно они поставили имя композитора в один ряд с лучшими музыкантами современной ему Европы.

В 1829 году в Петербурге была переведена и увидела свет, изданная незадолго перед этим в Европе, замечательная школа для фортепиано Иоганна Гуммеля «Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепианной игре».

В концертных турне и небольших передышках между ними стремительно пронеслась жизнь композитора Иоганна Гуммеля, большую часть которой он провел за границей.

Он умер в Веймаре осенью 1837 года. Его сердце остановилось, когда ему было 59 лет.

В. Каширников

998 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Создать мобильное приложение с учетом всех ваших пожеланий по выгодной цене можно на http://appmaker.ru.