Мацей Каменский

Польский композитор Мацей Каменский. Велико значение творчества композитора Мацея Каменского для польской музыкальной культуры.

Польский композитор Мацей Каменский родился 13 октября 1734 года в небольшом венгерском городке Оденбурге, что неподалеку от границы с Австрией, в жившей здесь словацкой семье. В детстве ребенок обладал хорошим голосом и был определен в капеллу графа Хенкеля, где и получил свои первые музыкальные навыки. Позднее Мацей изучал музыку в Вене, обращая особое внимание на изучение композиции и фортепианной игры.

Получив довольно приличное музыкальное образование, Каменский переехал в Варшаву. Здесь он, на первых порах, стал преподавать пение и фортепианную игру. Через некоторое время музыкант стал служить капельмейстером.

Еще в период учебы в Вене Каменский начал делать первые попытки сочинения музыки, но затем, в дальнейшем, это становится его главным призванием. Однако известность его, как композитора, начинается только с постановки его первой оперы.

В своем произведении Каменский использовал сюжет пьесы Богомольца «Счастье в несчастье». Эта пьеса первоначально была написана автором для школы кадетов в Варшаве, но, по желанию польского короля Станислава-Августа, была переделана для сцены и разделена на два акта. Либретто написал Войтех Богуславский, а сочинение музыки было поручено Мацею Каменскому.

В 1778 году состоялась премьера оперы в Варшаве. Причем, постановка тогда имела то же название, что и пьеса – «Счастье в несчастье». Партитура оперы состояла из тринадцати фрагментов, между которыми было несколько арий, два дуэта и небольшой ансамбль в самом конце произведения. В опере Каменский широко использовал польский музыкальный фольклор. Исполнителями главных партий были певицы Дезнер и Гроновиц и певцы – Богуславский, Харасимович и Бачинский. Премьера оперы стала большим событием в музыкальной жизни Польши. Первая польская опера, исполненная польскими артистами, сразу уничтожила в публике бытовавшее предубеждение, что невозможно иметь свою оперу, да еще и со своими исполнителями, тогда как до этих пор на варшавской сцене доминировали итальянцы, французы и немцы, ставившие лишь свои оперы. Да и директором театра был француз Монбрен. По статусу он и руководил тогда постановкой польской оперы. Конечно же, их недоброжелательность и принятые меры против притязаний на варшавскую сцену сыграли свою роль. Опера Каменского выдержала тогда всего лишь два представления.

Впоследствии опера получила название «Осчастливленная нищета» и именно под этим названием известна в современном музыкальном мире.

Но тогда, в 1778 году, всем стало очевидным, что польская музыка способна занять достойное место в культурной жизни мнгострадальной страны. Через некоторое время, после постановки первой польской оперы Каменского, король Станислав – Август распорядился произвести капитальную перестройку зрительного зала варшавского музыкального театра. Около года понадобилось для реконструкции театра и за это время Каменский смог написать еще две новые оперы. Обе они – «Зоська, или деревенские амуры» и «Добродетельная простота» были поставлены в Варшаве в 1779 году. Причем первая из них с успехом выдержала 76 представлений подряд.

Окрыленный успехами своих произведений композитор много работает над созданием сочинений для музыкального театра. Он пишет два водевиля на либретто Ф.Заблоцского «Помещичий бал» и «Желтый чепец или Колядки на Новый год» по комедии Ш. Фавара. Далее следуют оперы «Соловей», «Описали имущество» и «Султан Вампун». Вокальные партии в произведениях композитора отличаются удивительным богатством мелодического рисунка. А ярко выраженный в его сочинениях славянский национальный колорит, очень хорошо принимается публикой, и заставляет ее смотреть на Каменского, как на создателя польской народной оперы.

Мацей Каменский писал не только музыку для театра. Он автор «Драматической кантаты» написанной на открытие памятника королю Яну III Собескому в Варшаве, а также многих вокальных и инструментальных полонезов, месс и ораторий. Кроме того, его перу принадлежит трактат «Краткий очерк ранней оригинальной польской оперы».

До конца своих дней композитор прожил в Варшаве и скончался здесь холодной зимой 1821 года на 87 году жизни.

Велико значение творчества композитора Мацея Каменского для польской музыкальной культуры. На созданные им традиции оперного творчества опиралась вся последующая плеяда крупных польских композиторов. Я.Стефани, К.Курниньский, Ю. Эльснер и С. Монюшко в своем творчестве никогда не забывали о традициях оперного творчества, провозглашенных в свое время их великим соотечественником.

В.Каширников


494 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*