Михаил Ипполитов-Иванов


Русский композитор и дирижер Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов родился в ноябре 1859 года в Гатчине в семье придворного механика. Мальчик получил хорошее по тем временам домашнее образование, в том числе и начальное музыкальное. Увлечение музыкой и явные музыкальные способности привели его в Петербургскую консерваторию, где композиции и инструментовке учил его Н.А. Римский-Корсаков. Гармонию и полифонию он освоил под руководством Ю.И. Иогансена. Игре на контрабасе будущий композитор учился у И.О.Ферреро, а уроки дирижирования получил от директора Петербургской консерватории К.Ю. Давыдова.

В студенческие годы Ипполитов-Иванов некоторое время посещал собрания известного объединения «Могучая кучка» и много почерпнул от общения с ее участниками. Он полностью разделял идейно-эстетические позиции Балакиревского кружка.

В 1882 году консерватория была окончена. В том же году молодой музыкант уехал в Тифлис, где занял место директора Музыкального училища и дирижера симфонических собраний тифлисского отделения Императорского Русского Музыкального Общества, а с 1884 года и место дирижера тбилисского казенного оперного театра. Здесь в Тифлисе недавний выпускник консерватории развил бурную энергичную деятельность и сыграл тогда большую роль в развитии грузинской музыкальной культуры. Он дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями, вел запись, обработку и исследование грузинской народной музыки. В 1887 году на сцене тифлисского оперного театра состоялась премьера первой оперы Ипполитова — Иванова — «Руфь». Написанная на библейский сюжет по произведению А.К.Толстого, опера имела большой успех. Композитор великолепно обработал восточные и древнееврейские мелодии. Особенно удались ему песнь Ноеми, с хором в третьем акте, хвалебная песнь «Славьте творца» и каватина Рувима во втором акте «Как лилия рая». Вся музыка оперы была выдержана в характере библейской идиллии. Она проста, благородна и задушевна.

Через три года на той же сцене состоялось представление второй оперы Ипполитова – Иванова «Азра» на сюжет мавританского сказания. Современники отмечали необычную и оригинальную по форме музыку и превосходно соблюденный в опере колорит Востока.

Позднее, по неизвестной причине, композитор уничтожил эту свою вторую оперу.

Покидая в 1893 году Тифлис, композитор оставил по себе добрую благодарную память и своих выдающихся учеников — З.П.Палиашвили и Д.А.Аракишвили.

В Москве, куда переехал Ипполитов – Иванов, он занял место профессора гармонии, инструментовки и свободного сочинения в московской консерватории. Кроме преподавания в консерватории, композитор успешно дирижировал в концертах Русского хорового общества и служил капельмейстером частной оперы Мамонтова, в блестящую пору ее существования.

В1900 году была поставлена новая опера Ипполитова – Иванова «Ася» по мотивам известного произведения И.С. Тургенева. Премьера состоялась на сцене Частной оперы в Москве. Написанная почти сплошь в миноре, музыка этого произведения отчасти напоминала изящно-меланхолическую манеру, с которой была написана опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Сам композитор называл свое творение «лирическими сценами».

Помимо музыки для театра, композитор создал немало и оркестровой музыки. Это увертюра на русские темы «Яр-Хмель», симфоническое скерцо, колоритная жанровая сюита «Кавказские эскизы», необычайно популярная у современников, еще одна сюита «Иверия», и симфониетта. Из камерных произведений надо отметить фортепианный и струнный квартеты и множество хоров. Композитор создал и несколько интересных кантат. Среди них — «Коронационная», в память Пушкина, Гоголя и Жуковского и «Пять характерных картинок».

Нельзя обойти вниманием и произведения церковной музыки, где доминируют псалмы 132 и 133 для смешанного хора.

Из небольших произведений, Ипполитовым-Ивановым написано множество романсов и дуэтов.

Октябрьский переворот 1917 года застал композитора на должности директора Московской консерватории. После реорганизации учебного заведения в 1919 году Ипполитов-Иванов стал ректором консерватории и преподавал гармонию, инструментовку и композицию. Но, несмотря на присвоение ему советской властью в 1922 году звания Народного артиста Республики, и избрание тогда же председателем Всероссийского общества писателей и композиторов, ему со многим было очень трудно смириться в наступившие новые времена, и в 1924 году он уезжает в Тифлис, где становится ректором Грузинской консерватории и профессором по классу композиции. Впрочем, и здесь Ипполитов-Иванов пробыл недолго и через год возвратился в Москву.

Последняя пора жизни русского композитора проходит в полном отсутствии какой либо гармонии между внутренним миром музыканта и событиями окружающей его реальной жизни. Он периодически в своем творчестве возвращается к темам восточной музыки, которые были близки ему с давних пор, и пишет «Тюркские фрагменты» в1925 году, «В степях Туркменистана» в 1931 году и создает «Музыкальные картинки Узбекистана» в 1934 году.

Вместе с тем, к пятидесятилетию знаменитого коммунистического маршала Ворошилова в 1931 году он создает великолепный «Юбилейный марш», и посвящает его этому герою гражданской войны.

Русский композитор Ипполитов – Иванов умер зимой 1935 года. Ему было 76 лет.

Большая часть его творческого наследия была создана до Октябрьского переворота.

В.Каширников

676 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*