Самуил Фейнберг

Фейнберг — один из самых значительных и тонких пианистов XX века.

14 мая 1890 года в Одессе, в скромной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Самуилом. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Москву. Здесь родители впервые обратили серьезное внимание на необыкновенный музыкальный талант ребенка. Ему было всего шесть лет, когда он легко мог подобрать на рояле то, что игралось взрослыми. Появилась очевидная необходимость помочь ребенку в дальнейшем совершенствовании в игре на фортепиано. Его отдали учиться к известному пианисту А.Ф.Иенсену, который пробудил в своем ученике любовь к классической музыке. В одиннадцать лет юный музыкант показал свои первые сочинения учителю. Иенсен одобрил их, дал несколько уроков по теории композиции и настоятельно посоветовал читать мальчику квартетную музыку без инструмента.

Позднее Фейнберг поступил в Филармоническое училище в класс А.Б. Гольденвейзера, а через год вместе со своим профессором перешел в консерваторию. Творческая непринужденная обстановка в классе и непререкаемый авторитет учителя способствовали серьезному отношению учеников к искусству. Они исполняли произведения Скрябина, Рахманинова, Метнера и Катуара.

Одновременно Фейнберг учился во Второй московской гимназии и, кроме того брал уроки композиции у одного из любимых учеников Танеева — Н.С. Жиляева, которому показывал каждое свое сочинение и прислушивался к его советам.

Ко времени окончания консерватории в 1911 году, кроме обязательной к исполнению программы, Фейнберг приготовил все сорок восемь прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Случай не частый в истории Московской консерватории.

Вот так, фактически, началась концертная деятельность молодого музыканта. Он много и успешно гастролирует, а его исполнительское мастерство восхищает слушателей.

Выпускник консерватории не оставляет без внимания и композицию. Правда, если раньше его юношеские произведения были написаны в стиле Шопена, то теперь наступило время, когда приоритетом Фейнберга становится Вагнер. Он тщательнейшим образом изучает оперы немецкого композитора и пишет несколько произведений в его стиле. Кроме того, в период двух кратковременных поездок в Германию, Фейнберг сочиняет несколько романсов.

Однако, самые сильные впечатления у Фейнберга были связаны со Скрябиным. Еще на седьмом курсе консерватории он выучил сонату № 2 Скрябина и некоторые другие его произведения. Музыкальная стихия Скрябина целиком захватила Фейнберга. А исполнение Пятой сонаты и «Поэмы экстаза» в Москве стало событием, послужившим мощным импульсом к творческой деятельности молодого музыканта.

В 1914 году началась Первая мировая война. Композитор был вскоре мобилизован, но прослужил отечеству недолго. В связи с заболеванием брюшным тифом в 1915 году он был демобилизован из армии. Сразу после возвращения Фейнберг написал две фортепианные сонаты. В них он предстал уже зрелым художником с ярким и уникальным творческим стилем. В том же году он совершил целый ряд концертных поездок.

Самуил Фейнберг принял революцию, случившуюся в России в октябре 1917 года, восторженно и вместе с тем вполне сознательно. Он рос и развивался в среде той части московской интеллигенции, которая искренне сочувствовала революционным идеям.

Внося свою посильную лепту в совершившееся событие, Фейнберг неустанно выступал в концертных залах и рабочих клубах с довольно универсальной и обширной программой, простиравшейся от сонат Бетховена до «Марсельезы». Специально для выступлений перед красноармейцами он создал свою известную обработку ля-минорного скрипичного концерта Вивальди – Баха.

Несколько раз Фейнбергу, вместе с другими исполнителями, случалось выступать и перед главным революционером России — В.И. Лениным.

Вообще говоря, революция вызвала у композитора огромную творческую активность. В течение короткого времени, с 1917 по 1924 год, он сочиняет Третью сонату ор.3, Фантазию ор.5 №1, Четвертую сонату ор.6, Фантазию №2, Пятую сонату ор.10, романсы ор.4 и 7,сюиту ор.15, Шестую сонату ор.13 и романсы ор.14, Седьмую сонату ор.16.

С 1922 года Фейнберга пригласили в Московскую консерваторию на должность профессора класса специального фортепиано, а с 1936 года он стал заведующим кафедрой фортепиано консерватории.

Музыкант много гастролирует и в нашей стране и за рубежом. В репертуаре его выступлений Бах, Бетховен и Скрябин, а также новая музыка Прокофьева, Мясковского, Анатолия Александрова и А.

Станчинского. Немалую часть программы занимает исполнение и его собственных сочинений  Фейнберг — один из самых значительных и тонких пианистов XX века. Он яркий представитель московской фортепианной школы в исполнительстве и педагогике, с честью пронесший замечательные традиции, заложенные ее основателями. Концерты музыканта всегда вызывали огромный интерес у любителей музыки. Глубина и тонкость, мудрость, эмоциональная сила, благородство, поразительное мастерство делали неповторимым каждое выступление этого гениального художника. В Москве, Венеции, Берлине, Лейпциге, Гамбурге и многих других городах, где довелось выступать нашему соотечественнику, его с восторгом принимали слушатели.

Замечательный педагог сорок лет отдал обучению молодых музыкантов. Они трепетно и искренне любили своего учителя. Их привлекало в нем удивительное личное обаяние, и не меньше привлекал огромный талант художника. А его феноменальная музыкальная память казалась невероятной. Он знал наизусть и мог сыграть любые фортепианные произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана и Скрябина. Для учеников своих, как и для всех нас, он оставил несколько замечательных книг о музыке.

Не могу не сказать здесь о каком – то патологическом и ничем не объяснимом пренебрежение в современной России к памяти о наших замечательных соотечественниках музыкантах. Новое поколение не желает помнить о своих выдающихся предшественниках, так высоко поднявших в свое время уровень музыкальной культуры нашей родины Трудно словами выразить сожаление по этому поводу. Но твердо знаю. Так жить нельзя…

Один из наших талантливейших музыкантов, заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Сталинской премии, награжденный орденом Ленина, двумя другими орденами и несколькими медалями, Самуил Яковлевич Фейнберг скончался 22 октября 1962 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Виктор Каширников


656 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*