Виктор Никандрович Пасхалов

Русский композитор Виктор Никандрович Пасхалов родился 18 апреля 1841 года в Саратове в потомственной дворянской семье боевого русского офицера. Детские годы ребенка проходили, так же, как и у многих его сверстников. Домашним воспитанием его занимались гувернеры, учителя музыки и преподаватели иностранных языков. Ко времени поступления в гимназию его мать, хорошая поэтесса, и отчим, известный русский писатель Даниил Лукич Мордовцев, стали готовить мальчика к филологической карьере. И потому, после успешного окончания саратовской гимназии, юноша пошел по выбранному для него пути. Пасхалов поступил в Казанский университет на филологический факультет. Но довольно скоро он начал с сожалением убеждаться, что выбранная карьера совсем ему не интересна и не увлекает его. И что уж, наверняка, из него никогда не выйдет ученого филолога. Вместе с тем, страсть к музыке, проявившаяся еще в раннем детстве, решительно взяла верх, и Пасхалов оставив Казанский университет, уехал в Москву, где стал брать уроки музыки у одного из лучших фортепианных педагогов того времени, знаменитого А.И. Виллуана. Он был учителем обеих братьев Рубинштейнов, и свой метод преподавания изложил в «Школе для фортепиано», ставшей руководством при консерваторском обучении.

Обстоятельства сложились так, что Пасхалов вынужден был через некоторое время покинуть Москву и уехать в Париж. Он пробыл здесь четыре года, успешно занимался музыкой в качестве вольнослушателя Парижской консерватории и вел нелегкую в материальном плане жизнь. В Париже композитор написал свой лучший романс «Песнь о рубашке» на текст Томаса Гуда.

После возвращения на родину, Пасхалов поступил в Московскую консерваторию. Когда же он окончил ее, выпускнику, в силу целого ряда причин, не удалось получить диплома на звание свободного художника. И лишь через несколько лет, выдержав экзамен при Придворной певческой капелле в Петербурге, он получил звание регента.

С 1867 года Пасхалов живет в Саратове. С этого времени он становится известным широкой публике своими многочисленными романсами. Всего он написал их более шестидесяти. Особой известностью среди них пользовались: «Под душистою ветвью сирени» на слова В.Крестовского, «Дитятко, милость господня с тобой» на слова Н.П. Огарева, «Нивушка» на слова А.К. Толстого, «Проторила я дорожку» на слова А.Н. Плещеева. Замечательные произведения написаны на слова А.Григорьева, М.Ю. Лермонтова и Я.П. Полонского. Многие из романсов написаны на слова матери Пасхалова – поэтессы Анны Мордовцевой (по фамилии второго мужа).

По воспоминаниям современников, не было такого уголка в России, где на фортепиано не лежал бы один из романсов Виктора Пасхалова.

С 1871 года композитор жил в Москве и преподавал пение в Первом кадетском корпусе. Преподавание не занимало много времени, и Пасхалов всецело отдался композиции. В довольно короткое время он сочинил несколько фрагментов к задуманным им операм «Демон» и «Первый винокур». Тогда же он составил сборник русских народных песен различных жанров, записанных с голоса певца Макарова-Юнева. Осенью 1872 года, во время короткого пребывания в Петербурге, композитор несколько раз посетил музыкальные собрания Балакиревского кружка. Здесь, в один из вечеров, Пасхалов исполнил свои отрывки из вышеупомянутых опер. Музыкальные корифеи «могучей кучки» высоко оценили эти его произведения. Впоследствии, М.П. Мусоргский не раз с удовольствием наигрывал « Свадебное шествие» из оперы «Первый винокур», искренне восхищаясь прекрасной музыкой.

Когда Пасхалов, вернулся в Москву, В.В. Стасов прислал ему несколько писем с замечательной оценкой его творческих успехов. Он убеждал его вернуться в Петербург, чтобы заняться развитием своего таланта под руководством известных представителей нового музыкального направления в русской музыке. Обещал всяческое содействие и материальную помощь на первое время. Тем не менее, Пасхалов не согласился с этими предложениями и остался в Москве. Повидимому он считал переезд свой неудобным для семьи, состоящей из молодой жены и маленького, недавно родившегося сына. Другой причиной, возможно, была и та, что уже тогда им начала овладевать навязчивая болезненная апатия и равнодушие к себе и своим дарованиям.

В 1873 году вместо Петербурга, Пасхалов неожиданно отправляется в Казань в компании каких – то странствующих музыкантов. С этого времени в характере композитора прослеживается стремление навсегда удалиться от всех музыкальных центров. Двенадцать лет он безвыездно жил в Казани. Местная публика очень любила его, и как музыканта, да и как интересного, оригинального человека. Пасхалов давал замечательные уроки игры на фортепиано, организовывал музыкальные кружки и руководил их работой. Однако в какой- то момент времени у композитора в сознании стали происходить психические сдвиги и развилась мания преследования. Это ненормальное положение быстро и катастрофически ухудшалось. Скоро Пасхалов уже не смог давать уроков музыки. В конце концов, эта болезнь и последовавшая за нею нищета, привели жизнь композитора к печальному концу.

Неизбежное произошло вскоре после смерти его горячо любимой матери.

1 марта 1885 года, в припадке мании преследования, русский композитор Виктор Никандрович Пасхалов покончил жизнь самоубийством. На похороны любимого музыканта на Арское поле, где расположено было православное кладбище, пришла вся Казань. В день смерти на столе в комнате покойного было найдено стихотворение, повествующее о чрезвычайно мрачном состоянии его души. Там же лежал его последний романс – «Плохой мертвец».

Виктор Каширников

976 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*