Юзеф Эльснер

Польский композитор, среди учеников его великий Фредерик Шопен, Иосиф Стефани, Т.Нидецкий, Новаковский, А. Фрейер и Орловский.

Польский композитор Юзеф Эльснер родился 1 июня 1769 года в небольшом городке Гроткове в Силезии, в шведской семье, которая давно уже обосновалась в Германии. Сначала он обучался в обычной общеобразовательной школе городка Гротков, а затем стал петь в хоре при костеле Доминиканцев в Бреславле. Удивительно красивый голос и музыкальность юного певца привлекли внимание окружающих и его стали обучать скрипичной игре и начальным знанием гармонии. Мальчик необыкновенно быстро усваивал уроки. Немного позднее Дрейритнер и Форстер познакомили его с контрапунктом и теорией композиции, а Ханиш и Д.Шён научили игре на органе.

Первые опыты сочинения оказались довольно удачными для тринадцатилетнего музыканта. Наверное, будет интересным узнать, что молодой композитор, не имея в то время еще понятия о партитуре, писал свои сочинения для нескольких голосов, выписывая каждый голос на отдельном листе нотной бумаги, и продолжалось это до тех пор, пока дирижер местного театра Маар не познакомил его с правилами написания партитуры.

Судьба молодого музыканта складывалась очень непросто. Его отец непременно хотел, чтобы сын изучал медицину, и вопреки своему желанию Юзеф поступил на медицинский факультет университета. Только после смерти отца, последовавшей в 1789 году, Эльснер смог отдавать все свое время любимой музыке. На двадцатом году своей жизни он переехал в Вену и, несмотря на весьма ограниченные средства, занялся своим дальнейшим музыкальным образованием. Через некоторое время, терпя нужду, он заболел и уже стал было терять надежду на осуществление своих планов и стремлений. Неожиданно он встретил своего товарища еще по Бреславлю, Бундесмана, который бескорыстно поддержал его. Юзеф переехал в его дом, и жизнь, в конце концов, наладилась.


Здесь в Вене Эльснер встречался с прославленными музыкантами, тщательно изучал интересные для него партитуры и теорию музыки. Конечно же, все это оказало большое влияние на его художественное развитие. Вскоре он создает свою симфонию D-dur и несколько духовных сочинений для голоса в сопровождении оркестра.

В 1791 году Эльснер получил место капельмейстера в оркестре театра в Брунне, а вскоре после этого место второго дирижера театрального оркестра во Львове. Работа с театральным оркестром во многом способствовала желанию композитора писать музыку для театра. И первые опыты в этой области не заставили себя ждать. Из-под пера Эльснера выходят оперы «Странные братья» и «Переодетый султан» на собственные либретто, которые композитор пишет на немецком языке. Тогда же композитор написал великолепные антракты к трагедии Шиллера «Мария Стюарт». Во Львове Эльснер близко сошелся с директором Польской оперной труппы, режиссером В.Богуславским, и под его влиянием стал основательно изучать польский язык, которого до этих пор почти совсем не знал. Впоследствии это имело большое значение для его деятельности. А изучив язык, композитор написал мелодраму «Искаар» на польский текст.

В 1799 году Эльснер получил место главного дирижера в варшавском театре, и именно с этого времени он посвящает всю свою жизнь служению польскому музыкальному искусству. К этому времени ему исполнилось уже тридцать лет. Здесь в Варшаве композитор женился на польской певице, красавице Дроздовской, обладавшей великолепным голосом. Она выступала солисткой в операх Эльснера и пользовалась большим успехом у публики. Жизнь в Варшаве как никогда способствовала творческим успехам композитора. За 20 лет он написал около тридцати опер, балетов и мелодрам.

В 1815 году по инициативе большой любительницы музыки графини Софии Замойской, Эльснер основал в Варшаве общество поощрения и покровительства музыкальному искусству. Через год композитор стал заведывать варшавской школой пения и декламации, которая вскоре была преобразована в Варшавскую консерваторию, в которой Эльснер был назначен профессором класса свободного сочинения. Глубокое изучение польского языка привело его к написанию двух сочинений: — «О пригодности польского языка к музыке» и «О ритме и метре польского языка».

Популярность композитора в Варшаве постоянно росла. Особым почетом он пользовался у польской молодежи. В знак своей признательности они поднесли Эльснеру золотой перстень.

1820 по 1827 годы композитор, большую часть времени занятый делами консерватории и преподаванием в ней, музыки для театра писал немного и ограничивался, в основном, сочинениями духовными и изредка инструментальными.

А преподавателем он был замечательным. Среди учеников его великий Фредерик Шопен, Иосиф Стефани, Т.Нидецкий, Новаковский, А. Фрейер и Орловский.

Эльснер писал свои сочинения во всех существующих тогда жанрах. Но, пожалуй, больше всего, особенно в последние годы, он преуспел в области духовной музыки. Всего духовных сочинений он написал около 105-ти. Среди них можно найти: три мессы для четырех голосов и малого оркестра, мессу C-dur, сочиненную по случаю коронования русского императора Николая I польским королем в 1829 году, гимны св. Иосифу и св. Цецилии, реквием для четырех голосов с оркестром, сочиненный по случаю смерти императора Александра I, ораторию «Страсти Господни» для голосов соло, хора и оркестра. Последняя оратория, написанная в 1844 году, несколько раз подряд исполнялась тогда в варшавской евангелической церкви с огромным успехом и при невероятно большом стечении публики.

Последним сочинением Эльснера стало “Stabat Mater”, написанное в 1848 году. Композитор написал его уже левой рукой, так как правая его рука была уже парализована.

Великий польский композитор Юзеф Эльснер скончался 18 апреля 1854 года в своей вилле “Elsnerowka” в предместьях Варшавы. Он прожил 85 лет.

Виктор Каширников

578 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*