Annihilator, part 1

О долгожителях сцены – или хорошо, или никак. На пару частей вернёмся к персонажам, достойным настольных книг-пособий по условиям выживания в мире шоу-бизнеса. Тем более что на 22 году звукозаписывающей карьеры бессменный локомотив Annihilator, гитарист (вокалист и вообще известный мультиинструменталист) Джефф Уотерс подписал новый контракт с концерном Sony/ATV на издание сразу 8 будущих пластинок коллектива, а 14-я по счёту студийная пластинка канадской треш-метал формации уже находится в разработке. Это же столько ещё пахать! Сколь не пытался в течение многих лет Джефф Уотерс придать своему детищу черты полноценной группы, как часто не старался вовремя поменять «приходящие в негодность детали» (или они сами менялись), Annihilator останется в истории тяжёлой музыки именно группой Джеффа Уотерса, с небольшими оговорками группой одного человека. Есть ли в этом его непосредственная вина, — не знаю, свечку не держал, хотя гастрольная и студийная жизнь во многом испытывает человеческую совместимость. Но то, что эти частые видоизменения, а также стремление супер-талантливого гитариста и нехилого рок-композитора держать всё под контролем отражаются почти на каждой записи, слышно невооружённым ухом. Оставим глубокий анализ обширного творческого наследия Уотерс & C маститым дядям-аналитикам. Я же, являясь скоромным потребителем музыки, посвящу эту статью одному памятному концерту Annihilator в берлинском клубе Knaack, где на довольно скромной сцене стал свидетелем великолепной игры Уотерса и его неподражаемой мимики.

Я тебя породил

Началось всё с одного гипер-активного канадского мальчика по имени Jeff Waters, жившего в Оттаве. В семь лет он начал играть на гитаре; заботливая мама стала замечать за парнишкой привычку замирать на месте всякий раз, когда по телевизору показывали гитару. Он также «тормозил» у витрин с музыкальными инструментами в торговых центрах. Так что маленький Джефф вскоре стал получать первые уроки игры на гитаре. С годами он перешёл с классической гитары на джаз и, наслушавшись Эдди Ван Халена, Рэнди Роудса, Metallica, Exodus и Slayer, окончательно продал душу металлу. «Восьмидесятые годы – это было то время, когда великие рок-музыканты записывали столько шедевров!» – вспоминает Уотерс. Чуть не утонув в волне американской волны треша со вкусом Сан-Франциско, молодой человек решил в 1984 году собрать собственный коллектив. В записи первого демо «Welcome To Your Death» приняли участие вокалист John Bates (вдвоём с боссом он сочинил самую первую песню «Annihilator»), барабанщик Paul Malek и бас-гитарист Dave Scott. Группа в тот момент репетировала в помещении магазина одежды, которым владела мать Пола.

Хайрастые канадцы

Наш славный мальчуган-гитарист уже тогда демонстрировал своё мастерство, и хотя треки на записи выигрывались не всегда идеально ровно, зато быстро и энергично, сочетая мелодизм Metallica и злобу ранних Slayer. Дэйв и Джон ликвидировались ещё до появления первой демо-кассеты в 85 году, а Джефф и Пол в 86 году при поддержке второго гитариста Joe Bongiorno записали новую демо-запись «Phantasmagoria», прославившую их в кругах тэйп-трейдеров на равнее с лидерами быстро крепнущего треш/спид-металла. Бруталил на ней сам Уотерс, сыгравший также на бас-гитаре. Здесь мы уже слышим не только ритмическое разнообразие, но и желание ярко посолировать, потасовать различные жанры. Слышны гитарные фишки и расклады, которыми будут несмываемо отмечены первые официальные релизы Annihilator. Если трек «Gallery», конечно, ещё тот образец структурной бестолковости, то «Alison Hell» звучит уже с некоей цельной театрализацией. И, само собой, трешевый шреддинг, быстро, быстро и ещё быстрее!

Алиса в Аду

В 87 году Джефф с Полом записывают ещё одно качественное демо из уже известных песен, которое рассылалось исключительно по менеджерам рекорд-компаний, и один такой из Ванкувера не только проявил интерес к записи, но и предложил Annihilator переехать в Британскую Колумбию. В 88 году лидер коллектива принимает решение рискнуть и отправляется в Ванкувер собирать совершенно новый коллектив, поскольку Пол Малек отказался покидать родной город. Сначала в составе фигурировал второй гитарист Casey Taeves, барабанщик Ray Hartmann и вокалист Dennis Dubeau, однако Кейси не продержался дольше фотосессии, его заменил Anthony Greenham. Вместо Денниса Джефф в итоге взял на вокал изрядно бухающего Randy Rampage, бывшего бас-гитариста групп D.O.A и Iron Gipsy, а в роли бас-гитариста мелькнул Wayne Darley. Обновлённый Annihilator в 88 году записал официальное чистенькое демо «Crystal Ann»/»Alison Hell». Остальные два трека «Wicked Mystic» и «World Salad», записанные в этот период, пригодились для первого полноценного альбома 89 года «Alice In Hell», комплектовавшегося в Fiasco Bros Studio. Любопытно, во-первых, что запись финансировалась за счёт гранта канадского правительства, решившего поддержать подающих надежды металлистов. А во-вторых, Джефф снова сам записал все гитары и бас, да ещё и посмел сам продюссировать первый альбом. Т.е. на пластинке указан полноценный состав, но по некоторым данным Джефф исполнил все партии, кроме барабанов и вокала. Не доверял никому!

Каждый раз, как в последний

Дебют канадцев явил миру несколько перезаписанных треков из первых демо-лент. В частности приятное акустическое вступление «Crystal Ann», устойчивые боевики «W.T.Y.D», «Ligeia», «Burn Like A Buzzsaw Blade» и, конечно, самый яркий трек Annihilator на тот момент «Alison Hell». Этот трек пользовался среди металхэдов большой популярностью. Музыка канадцев, разумеется, многое почерпнула из той самой американской трешевой волны середины 80-х, однако отличалась при быстром наборе скоростей и отточенной технике неожиданными переходами с темы на тему, странными, не всегда логичными отступлениями, прогрессивными эпизодами. Был в ней и кое-какой классический хеви, видоизменённый под новые нужды. На бешеной скорости проносится «Human Insecticide», сочинённая ещё с первым вокалистом Джоном Байтсом, на оголённый нерв похожа спидовая «Shizos», ну и остальные вышеуказанные треки звучали претенциозно. Продажи пластинки неожиданно перевалили за стотысячную отметку, что не могло не радовать заинтересованные стороны.

Страна Никогда

В 89 году бэнд откатал гастроли с Testament по США и Канаде и уже вовсю записывал демки к новому альбому. Сразу после завершения этих концертов стало ясно, что гражданская работа вокалиста Рэнди мешает гастрольной деятельности коллектива. Это официальная версия. «Во время первого турне я всё время пытался держать Рэнди хоть в каком-то здравии, — вспоминал позднее лидер группы. – Он крепко сидел на наркотиках и выпивке. Как вы знаете, он играл на бас-гитаре в известной канадской панк-группы DOA. С нами он выступал в роли вокалиста и с утра до вечера «гудел». Разумеется, это не реально быть в турне и сутками не просыхать от вечеринок. Мы откатали турне с Testament и всё — Рэнди был готов. Я его не увольнял, он просто не мог гастролировать дальше. Для меня это было определённым уроком при подборе музыкантов в дальнейшем». Чтобы не рисковать дальнейшими турне, Рэнди ушёл; на быструю руку Джефф нашёл следующего вокалиста, бывшего участника групп Omen, Panther и Prisoner Coburn Pharr. Между делом, вторым гитаристом стал David Scott Davis.

Псисса Феникс

Эти персонажи участвовали в записи второй пластинки Annihilator «Never, Neverland»(90), принёсшей канадцам ещё больше известности по обе стороны Атлантики. Скорость на ней в ряде случаев уступила место прогрессивности в духе Queensryche и крепкому влиянию хеви-метал а ля Judas Priest, а то обстоятельство, что альбом помимо Уотерса продюсировали более опытные в этом деле Глен Робинсон и Монте Коннер, сказалось на более плотном и читаемом звуке. В некоторых треках, например, в «Imperiled Eyes» это принимает психоделические формы, макароны с сыром в панк-трешевом бодряке «Kraft Food» тоже не является повседневной темой для песен. На «Never, Neverland» тоже не обошлось без «старья»: Уотерс вдохнул новую жизнь в пару старых демо-сочинений «Phantasmagoria» и «Am I Command». Треки обросли мускулами и стали ещё больше походить на смесь раннего Exodus и олдскульного немецкого треша. С другой стороны, а какой тогда был ещё треш!? Альбом знатно пропиарили — напечатали три промо-сингла с самыми любопытными произведениями»Never, Neverland», «The Fun Palace» и хеви-метальной «Stonewall».

Вскоре после публикации пластинки второй гитарист Дэвис лишается своего места, и в мировое хэдлайн-турне, а также в ответственное турне»Painkiller» на разогрев Judas Priest группа отправляется вчетвером. Имя нового и недолговечного гитар-хиро — Neil Goldberg. На этом этапе группе удалось самое главное — в определённом привлечь внимание американского рынка. Заметьте, — не завоевать, хотя продажи «Never, Neverland» легко переплюнули количество проданных копий первого альбома. В Европе и Азии к канадскому коллективу устойчивый интерес появился ещё в 89 году и с годами только креп, поддерживаемый метал-прессой и регулярными гастролями. Созрев для резких движений, Джефф Уотерс сначала пробует себя на роль второго гитариста в Megadeth, а затем меняет в Америке издающего партнёра на Sony, в надежде добиться следующей пластинкой ещё большего успеха.

Покорить мир не вышло

Контракт с Roadrunner, тем временем, был далеко не исчерпан. «Те годы c Roadrunner в Северной Америке были для нас отличным временем, — вспоминает Уотерс. — Тогда это не была столь крупная компания, как сейчас, но вместе с тем – очень хороший лейбл. Они подписали King Diamond, Mercyful Fate, Obituary, Sepultura. Наши первые два альбома добились большой популярности, и это было немыслимо. А затем металл изменился, если вы помните». Да помним, как же не помнить. Политика Roadrunner вскоре стала меняться, это верное. В конце 91 года уже начался препродакш новых песен, ещё с участием вокалиста Кобурна Фарра. Через год микрофон переходит в руки прилично поющего Aaron Randall, явно заточенного на хард-роковый и глэмовый материал.

Главный по убийствам

Третий диск Annihilator обозвали «Set The World On Fire»(93); Уотерс не учёл превратностей музыкального рынка на родном континенте и засилья толком не умеющих играть гранжевиков. Гитарные виртуозы и филигранный метал резко обломались. Продолжает лидер канадской формации: «Set The World On Fire» – единственный альбом, во время производства которого я старался достичь определённой цели, а именно, сделать материал более мелодичным, более коммерческим, добавить баллад и продать побольше пластинок. Это был единственный раз, когда я так сделал, и альбом продавался хорошо, но только не в Северной Америке. В каком-то смысле, в 93 году это означало конец для Annihilator в Штатах и Канаде. Ок, может быть, для Северной Америки диск не был достаточно хорошо, но в любом случае, если ты не изменил свой стиль на Pantera или хардкор в духе Biohazard или Sepultura, то ты оторванный ломоть, и лишишься контракта, потому что будешь продавать всё меньше и меньше альбомов. Я лишился контракта потому, что захотел делать этот метал-стафф 80-х. Я въехал в него и начал делать песни, с какой стати нужно было останавливаться и всё менять? Я решил этого не делать и продолжил свой путь «.

Сами с усами

Да, баллада «Phoenix Rising» и «Alison Hell» – абсолютно разные планеты. Помню, по молодости обязательно включал её в самопальные кассетные сборники баллад. А «The Edge», «Snake In The Grass» или «Sounds Good To Me»? Вполне такой сладко-симпатичный, своеобразный глэм-рок, с шикарными соляками и интересными мелодиями. «Brain Dance» – из тех прибабахнутых песен Джеффа про разные психические шизы и другие странные вещи, которые Annihilator периодически записывают. Заглавный трек вполне серьёзен, спортивный «No Zone», как и большинство треков диска с трешем не имеет ничего общего, — очень мелодичный быстрый хеви с ловким риффингом и уже сформировавшейся композиторской манерой Уотерса. Трек-лист дополнил не самый распространённый кавер Judas Priest «Hell Bent For Leather», идеально вписавшийся в желание лидера Annihilator обратить взор на хеви-метал 80-х. Что тут можно добавить? Один из самых не-аннигиляторовских альбомов за всю историю команды с классными балладными моментами.

Остаток 93 года у канадцев, можно сказать, прошёл ударно. Annihilator откатали успешное европейское турне, выступили в Японии и дали всего несколько концертов в США. О том, что на многие годы после этого придётся забыть вообще о гастролях в США и в родной стране, Джефф Уотерс пока не знал. В процессе гастролей он произвёл ряд рокировок в составе, там появился барабанщик Randy Black (Манжини предпочёл Extreme) . А потом пришла пора переселяться на европейский и азиатский рынки; именно они стали основными потребителями альбомов и концертов группы. Агентства в США перестали подписывать метал-команды, подавляющее большинство радио и печатных изданий вообще не хотели иметь с тобой никаких дел, если к твоей группе применима приставка «металл». Контракт с Roadrunner был исчерпан после выпуска сборника неизданного материала ремикшированных, перезаписанных, концертных и демо-треков «Bag Of Tricks»(94), демонстрирующего активные изменения в составе. Тем временем Джеффа уже несло дальше; никаких иллюзий по поводу Америки у него не осталось, и он нашёл новую издающую рекорд-компанию Music For Nation (Европа), в США диски канадцев кое-как распространяла CMC Int.

Свеженькой дьявольщинки?

В 94 году вдвоём с Randy Black плодовитый гитарист на своей собственной домашней студии Watersound Studios в Maple Ridge записал новый альбом «King Of The Kill»(94). Вокалы Джефф взял на себя: «Я просто не мог найти в месте своего проживания подходящей кандидатуры, и друзья убедили меня попробовать самому. Альбом «King Of The Kill», кстати, имел приличный успех везде, кроме Северной Америки, мы сняли три видеоклипа. Мне было смешно, потому что я неуверенно себя чувствую в роли вокалиста. Я начал с пением в 26 лет, и это сработало. Со временем это стало слишком утомительно, я хотел сконцентрироваться на гитаре, и мы даже пригласили на концерты старого вокалиста Рэнди. Но на альбомах петь буду сам. Это весело, но певец из меня невеликий».

Алиса подросла

Итак, «King Of The Kill»… Джефф явно не стремился резко возвращаться к трешевому чёсу: он утяжелил то, что нужно было утяжелить на «Set The World On Fire» – саунд, а также сделал выбор в пользу пары жёстких композиций и оставил в покое глэм-рок. Но разнообразия меньше не стало, скорее всего из-за того, что музыкант не был уверен до конца в пристрастиях довольно консервативных в своих вкусах слушателей в США, Европе и Азии соответственно. Сочинял он в привычной для себя манере: уединялся с гитарой и драм-машиной, сочинял за час 20 риффов, затем пил кофе, отбирал из 20 максимум четыре риффа и записывал их на плёнку- остальное в мусор. Обычно так продолжается, по словам гитариста, около двух недель, пока не набирается примерно 60 риффов, которые он считает стоящими. Потом Джефф делает перерыв и в процессе переслушивает их и комбинирует, отсеивая ещё порядка 20-30 риффов. Оставшиеся 30-40 становятся основами для куплетов, припевов, соляков, интро и прочего. «Далее начинается составление паззла, т.е. я, зная, что у меня имеются хорошие риффы, начинаю комбинировать их между собой, добиваясь наилучшего сочетания. Это довольно причудливый способ написания песен, многие просто начинают песню сначала, сочиняют её целиком и отпускают на волю. Но по какой то причине мне нравится именно такой способ составления риффов. Думаю, что это одна из причин, почему Annihilator до сих пор существует и располагает крепкой фан-базой». Сваезабойный, ползучий трек «The Box» и песня «Annihilator» (не путать с первой поделкой) представляют творчество Уотерса с грувовой стороны, в «King Of The Kill», «Fiasco» и «Speed» с машиноподобной драм-секцией Джефф включает привычно быстрые скорости, сочинение «Bad Child» мог бы без ущерба для карьеры исполнить Элис Купер, инструментал «Catch The Wind» подчёркивает стилистическую многогранность автора, темноватая баллада «In The Blood» – на всякий случай – вдруг всем понравится. При сочинении многоплановой антивоенной «Hell Is A War» канадец, видимо, думал об эпическом произведении Metallica «The One». Но это лично моё мнение.

Может, не стоит?

В 95 году в активной деятельности Annihilator в лице, собственно, самого Джеффа наступил вынужденный перерыв, связанный с личной жизнью гитариста. После ухода по своим житейским делам мамаши их совместного ребёнка, Джефф остался с маленьким дитём на руках. Поскольку помогать менять пелёнки ему было некому, метал-папа по-человечески не мог позволить себе полноценные многомесячные гастроли по США, где их резко разлюбили, да ещё и себе в убыток. «Я решил выступать только там, где мы были популярны, и где можно было заработать денег и повеселиться», — признаётся музыкант. На концертах ему помогал вернувшийся на время гитарист Дэйв Скотт Дэвис и басист Cam Dixon. Диск «King Of The Kill» в ремастированном и расширенном виде переиздали в 95 году для Северной Америки. На альбоме помимо перемены мест некоторых песен в трек-листе появилась акустическая павер-баллада «Only Be Lonely» (по сути, продолжение «In The Blood», только позитивное), нелишний рассказ Джеффа о записи альбома и бредовый коллаж из вокальных семплов «Slates».

Вместе с Рэнди и Дэйвом Джефф к началу 1996 года в своей студии наколотил очередной альбом «Refresh The Demons». Очень крепкий, но тотально средний мюзик не вызвал никаких потрясений, а в техническом великолепии треков Уотерса и так никто не сомневался. Превосходные соло в «Ultraparanoia», плотный трешок в «Refresh The Demons», стадионные «Hunger» и «Voices And Victims», кайфовый угар в «Anything For Money» и весёлой хардовой «City Of Ice» — на этом комплименты заканчиваются. Джазовый аппендикс посреди стандартных лидов в «A Man Called Nothing» на это не тянет. А какую смысловую нагрузку несёт минутная муть из гитарных завываний «Awaken»? После какой такой кошмарной ночи Джефф проснулся с отсутствием вдохновения? В «Innocent Eyes» мы снова утираем сопли и меняем пелёнки, рассказываем, как это восхитительно посмотреть в невинные детские глазёнки. Сама по себе, песня, кстати, радует и мелодией и сентиментальной простотой, но при чём здесь ANNIHILATOR, кто-нибудь может мне объяснить? Ну, любишь ты своего малыша, на здоровье. Зачем уподобляться поп-гламурным существам, с удовольствием поющим или рассказывающим где ни попадя о своих продолжениях? Вот за кавер AC/DC «Riff Raff» с первой версии альбома с 2 демо-бонусами – спасибо!

Шоу продолжались, не смотря на внезапный уход посреди европейского турне драммера Блэка, его заменой стал Dave Machander. Блэк даже не разрешил использовать уже отснятый видеоматериал со своим фэйсом, поэтому его лицо если и мелькало изредка в клипах, то везде «в кубиках». Басовую поддержку на гастролях оказывал Lou Bujdoso. Альбом «Refresh The Demons» продавался в Европе и Азии хоть и чуть хуже предшественника, но стабильно. Интерес к Annihilator подстегнул бывших подельников из Roadrunner порыться в своих архива и нарыть материала на концертный альбом «In Command»(96). Необходимость этого релиза, право, пусть оценивают фэны: треки надёрганы с двух разных шоу 89 и 90 годов, с разными вокалистами. Сегодня они прекрасно бы сгодились для разного рода переизданий ныне классических альбомов, ну либо в виде бонуса к DVD-пакету в составе классной концертной компиляции из бутлегов тех лет. А тогда надо было делать бабки побыстрому, пока треш в Европе не утух. Отмечу только ещё один кавер AC/DC «Live Wire» – такие вещи беспроигрышны!

Остатки не сладки

Зато на следующем студийнике «Remains»(97) трудоголик Уотерс дал маху – записал всё в одиночку при помощи драм-компьютера, лишь немного с гитарами и вокалами ему помогли John Bates и Dave Steele. Подмывает назвать эту пластинку полной шляпой, но не только из-за пары удачных композиций я этого не сделаю. Чумовые «Reaction» и «Tricks And Traps» даже с драм-машиной передают энергетику thrash-metal, а с запиливаниями Уотерса треки так вообще слушаются презентабельно. Удовольствие доставил ещё бонус-медляк «It’s You», чётко следующий за всеми балладами последних трёх релизов. Есть ещё тяжёлый материал, хоть как-то приближенный к прежнему Annihilator, например, «Murder» и «I Want», что-то от Pantera присутствует в «Dead Wrong». У всего есть причины: в личной жизни Джеффа в тот момент было полно проблем. Он фактически спасался от навалившегося шлака в своей собственной студии, стараясь делать всё самостоятельно, экспериментировать с актуальными на тот момент музыкальными влияниями (бывшая жена музыканта доставала его, круглосуточно гоняя Prodigy и прочий техно/индастриэл). Что получилось – то и получилось, осознанные или неосознанные перемены в манере игры, стиле, вокале, добавлении программинга и сэмплов. Половину можно откровенно отправить в утиль или снова разобрать на риффы с целью более грамотного их использования, для Annihilator это не впервой. С одной стороны, проблемы в личной жизни не являются оправданием для выпуска такого материала под соусом полноценной пластинки. А с другой стороны, Джефф сам себе хозяин, чего за столь короткий срок профессиональной издательской карьеры добиться непросто. Наконец, он быстро оправился от своего «заблудшего» состояния и, спустя пару лет, с новыми силами занялся «аннигиляцией» поклонников металла.

Ян Федяев

Сайт: www.annihilatormetal.com


Теги: 1 021 просмотров

1 комментарий “Annihilator, part 1”

  1. Slayer333:

    Огромнейшее спасибо автору за объемную статью ,об одной из любимейших групп. Вспомнились былые времена, потрясающие впечатления от прослушивания «Alison Hell» в далеком 1990 году,покупка винила «Never, Neverland» и сопутствующие туссовки под великолепнейшую музыку .
    Вдохновленный статьей , принимаюсь за прослушивание всей дискографии. Еще раз СПАСИБО!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*