Coroner

«Видимо, мы подписали не тот контракт».
Tommy Vetterli

«Ещё одна великая группа, ставшая никому не нужной,» – так охарактеризовал этот швейцарский прогрессивный метал-коллектив один мой приятель-музыкант. Почему так часто происходит? Не только с музыкантами – с художниками, скульпторами и прочими креативщиками? Их работы оказывают гораздо большее влияние и имеют большую ценность чаще всего посмертно. Действительно опережают время? Про Coroner можно с уверенностью сказать, что в своё время их явно недопоняли, что в сочетании с равнодушием издающей компании и скромной коммерциализацией проекта (не без участия самой группы) привело к фатальной утрате энтузиазма у самих цюрихских музыкантов. Кому надо – дооценили, раз до сих пор слушают и имя помнят. Кто-то называет швейцарцев «Rush металла», но я лично не придёрживаюсь такого же мнения. Coroner – это Coroner, художественно реализовавшийся, но финансово обломавшийся коллектив, представлявший в конце 80-х-начале 90-х цвет европейской треш-метал сцены.

Справились втроём

Очень часто в биографиях этого коллектива напирают на то обстоятельство, что отцы-основатели Coroner до этого работали техниками у культовой швейцарской группы Celtic Frost, и мол, именно оттуда растут ноги у всех последующих событий. Гитарист Tommy T.Baron (настоящее имя Tommy Vetterli) и барабанщик Marquis Marky (Marky Edelmann), в свою очередь, утверждают, что идея группы существовала задолго до сотрудничества с Celtic Frost, и что с ними они ездили в турне в качестве роуди фактически всего один раз – на пару месяцев в 86 году по США, во время тура «Tragic Serenades». Они до сих пор вспоминают об этой поезде как о своих самых экстремальных гастролях, в физическом и моральном плане. Так вот, первая версия Coroner существовала ещё в 82 году, и собрал её драммер Марки. Всего группа состояла из пяти человек, включая бывшего гитариста Celtic Frost Oliver Amberg, вокалиста Pete Attinger, гитариста Tommy Ritter и бас-гитариста Phil Puzctai. Команда играла смесь Twisted Sister и Motley Crue, дала всего три концерта и записала в 1983 году несколько никому не известных демо-песен. В начале 80-х, когда продвинутая молодёжь в Цюрихе тусовалась вокруг музыкального магазина Musiс Land, и вот тогда Марки и Томми, будучи в разных компаниях, познакомились с вокалистом Tom G.Warrior из Celtic Frost.

Первые классики

Так вот, Марки играл глэм-рок с Coroner, пока не загремел на полгода в армию, а вернувшись, в 84 году на почве музыки уже сошёлся непосредственно с Томми и бас-гитаристом Ron Royce (Ron Broder). В 1985 году троица решила записать первое демо, и некоторое время безуспешно искала вокалиста для уже имеющейся демо-программы. Вскоре подоспел со своим предложением о помощи вокалист Celtic Frost: сначала он вызвался написать для Coroner тексты, а потом и согласился записать вокальные партии. Рассказывает Марки: «Том нам значительно помог. Конечно, мы понимали, что он не собирался быть нашим вокалистом в будущем. Нам был нужен вокалист и второй гитарист, но найти подходящих людей оказалось проблемой. Предложение Тома написать тексты и спеть оказалось для нас фантастическим, поскольку для нас это было большим стимулом, а для Coroner – хорошей промоцией». 10 октября 1985 года трио при поддержке Уорриера загрузилось в студию Magnetix в Швейцарии, и через девять дней демо «Death Cult» было готово. В него вошло четыре песни, в довольно читабельном качестве. Конечно, гитары звучали жидковато, но чётко, с запильными соло. Рон уже тогда нарезал на восьмиструнной бас-гитаре, что тоже наглядно продемонстрировано в миксе. Вокал Уорриора придаёт специфическую Celtic Frost-окраску этим сложносочиненным музыкальным предложениям, которые мне лично сложно отнести к спид-металлу или трешу даже в начальной стадии, скорее к смеси значительно усовершенствованного хеви и прог-рока, со сложными структурами и холодной, атональной треш-мелодикой, за исключением инструментала «Aerial Combat». В нём группа решила продемонстрировать все свои умения сразу, а Уорриор разочек злобно «агукнул».

По ту сторону стены

Всего было выпущено 250 кассет, а в CD-бутлег, появившийся позже, вошли ещё два трека «Arrogance In Uniform» и «Hate, Fire, Blood», взятые с компиляций «Doomsday News». Это уже ближе к спиду и трешу – дабл-бас, соответствующий риффинг и озлобленность. В итоге, лишь одна песня «Spiral Dream» была позднее переиграна для дебютного альбома, так что демо вполне интересно не только с исторической точки зрения. Фронтмен Celtic Frost Том Уорриор оказал группе и другую незаменимую на первых порах услугу, практически в каждом интервью упоминая имя Сoroner и таская во время выступлений майки Coroner, пока Марки и Том раздавали кассеты с первым демо во время тех самых вышеупомянутых гастролей Celtic Frost по США с Voivod и Running Wild. Распространение первой демо-записи принесло свои плоды, и, получив несколько интересных на первый взгляд предложений, Coroner подписали контракт с лейблом Noise Records. Лейбл настоял на смене вокалиста, Уорриор на полноценное участие в Coroner, всё-таки, не подписывался. А поскольку группе надо было быстрее отправляться в студию, и никаких кандидатур-вокалистов к тому времени так и не образовалось, петь стал бас-гитарист Рон. Швейцарцы сразу же совершили прыжок от относительно ровного, но всё же демо, к своему первому фундаментальному альбому «R.I.P»(1987), записанному и сыгранному на уровне уже состоявшихся на то время европейских и американских команд, выдававших скоростной и техничный материал.

Вместе с Kreator

Студийные работы велись в марте 87 года в Западном Берлине, на студии Music Lab под руководством продюсера Харриса Джонса. Coroner не напрягались с мега-количеством гитарных треков в каждой песне; микс довольно простой и панорамный, музыка берёт, прежде всего, филигранностью, непозёрством, даже некоей отстранённостью. Конечно, всё это не простреливает по-модному мозг, не сплюснуто компрессией, инструменты «большие». Трек » Totentanz» – один из немногих моментов на альбоме, цитирующих уже вполне назревшую волну европейского=немецкого треша, в лице Destruction, Kreator и Sodom, использовавшая и амо-треш, и британский хеви, и собственный милитаризм. Сюда же можно отнести фрагменты в «Fried Alive» и «Reborn Through Hate». Умеренно присутствующие синтезаторы звучат, конечно, по сегодняшним меркам комично, но для тех времён вносят примечательный progressive-feeling. Вокал Рона я бы тоже приобщил к европейской школе. Не говоря уже про ритмическую причудливость и рифовые переплетения в «Suicide Command» и «Spiral Dream» классику и неслабую соло-работу в инструментале «Nosferatu», добротность в «When Angels Die». «Всё, к чему мы стремились, — это к экспериментам с разными стилями, — поясняет драммер Марки. – Мы ненавидим клише».
В Европе было куплено более 50 тысяч копий альбома «R.I.P», — количество достаточное, чтобы у группы появился дополнительный стимул. Хотя первое время концертный календарь швейцарского трио не пестрел событиями. Кстати, особой вины или лени группы в этом нет абсолютно.

Больше никаких оттенков

 

После выхода «R.I.P» Coroner должны были отправиться в европейское турне – в качестве саппорта проекта Билли Милано M.O.D. Однако хэдлайнеры отменили всё турне из-за угроз бойкотировать концерты. На первых порах коллектив отыграл лишь несколько отдельных концертов на одной сцене с Kreator, Angel Dust, Sodom и всё теми же Celtic Frost. Так или иначе, учитывая педантичность и скрупулёзность, с которыми все участники Coroner подходили к своим записям, у группы уже не было времени ждать следующего подходящего концертного слота. Уже нужно было приступать к подготовке следующего студийного рукотворного памятника. Музыканты продолжали репетировать, как потерпевшие, по четыре часа шесть дней в неделю. Свою одарённость и техничность «коронеры» блестяще продемонстрировали на второй пластинке «Punishment For Decadence»(88), продюсером которой стал Гай Бидмид. Ритмически альбом показался мне более ровной огранки, на порядок увереннее и по атмосфере более подходящим на звание «классики» европейского треша. Вокалы привычно проваливаются, это вроде и не мешает. Практически каждый трек имеет свои замечательные моменты, начиная с виртуозных соляков Байрона и трешевых плясок в «Skeleton On Your Shoulder» и «Masked Jackal», традиционного треш-минимализма в «Absorbed» и извергающего с большой скоростью классические ходы инструментала «Arc-Lite» до солянки в «The New Breed», риффово-сольных наборов в «Shadow Of A Lost Dream» и «Sudden Fall» и своеобразного кавера песни Джими Хендрикса «Purple Haze», закрывающего пластинку. Ещё один свидетель оригинальности Coroner.

Коронеры

По закону подлости, группе не удалось как следует откатать живьём и эту пластинку. Сначала сорвались американские гастроли с Sabbath и Rage. Затем обломались гастроли в Британии, когда бравые британские таможенники задержали группу за отсутствие рабочих виз. Лишь в самом конце 88 года Coroner смогли дать несколько концертов в разных европейских странах, в том числе с Sacred Reich. А там, глядишь, и уже новые производственные процессы подоспели. В 89 году, после появления синглов «Purple Haze», а также представителей новой программы – трека «Last Entertainment» и промо-винила «Die By My Heads» швейцарцы выдали новый студийный альбом «No More Color». Он был снова записан в Берлине, уже с продюсером Saxon Питом Хинтоном, и ознаменовал заметные стилистически сдвиги в творчестве Coroner. «Определённо могу сказать, что в целом мы стремились менять звучание на каждом альбоме, — говорит Марки. – Это во многом связано с музыкой, которую каждый из нас слушал на тот момент, я тогда много слушал The Doors. В общем и целом мы хотели делать тяжёлую музыку, хеви-риффами, экстремально быстро сыгранную и с меньшим влиянием классики или других стилей. Да, кое-что поменялось». Новое музло швейцарского трио действительно большей частью избавилось от влияния других стилей и теперь придерживалось прогрессив-спид/треш колеи, в которую иногда попадали Artillery, Voivod и с альбомом «Cracked Brain» позднее угодили Destruction. Сложность структур и плавность ритмических переходов – конёк Coroner. Всего восемь треков альбома «No More Color» несут в себе двойной, если не тройной потенциал и пролетают стремительно. Никакой воды, пустот и «художественных» пауз – только плотная, отточенная инструментальная работа, классные риффы, холодная атмосфера, нагоняемая абстрактными мелодиями и клавишными пэдами сессионного музыканта Стиви Риспина (в дарк-постапокалиптик-эмбиентной «Last Entertainment» это особенно хорошо слышно). Значительно улучшился гитарный саунд и общий баланс инструментов, отлично слышно бас,и соляки врастают в гитарную основу. Такой трешевый плотняк и сегодня слушается не старомодно, но олдскульно. В «Die By My Hands» и «Mistress Of Deception» ловко интегрированы ближневосточные мотивы, отчего на ум сразу приходят Artillery, хотя, конечно, не в столь навороченной и нервной форме. Треки «Read My Scars», «Why It Hurts», «D.O.A.» и «Tunnel Of Pain» привлекают игрой/ломкой риффов, ритмов и динамики, имеющей на метальной европейской сцене крайне мало аналогий. А насчёт быстро играть Coroner никогда не парились. Играли.

Куда уводят мечты

Релиз «No More Color», наконец, получил полноценную концертную поддержку. Вспоминает Марки: «Мы были счастливы отправиться в наше первое настоящее турне в 89 году с Kreator (большое американское турне с Kreator и Sodom, сентябрь-октябрь 89, Прим. ред.). Было здорово, потому что у нас был найтлайнер, и всё выглядело так, как должно выглядеть профессионально организованное турне. У нас была отличная команда техников, и по сравнению с нашим прошлым турне в роли роуди, эти гастроли казались нам отпуском». За штатовскими гастролями последовало не менее солидное европейское «No More Color Tour» в 90-м году, в котором на разогреве частично присутствовала техасская команда Watchtower. Это турне осталось в истории благодаря выпуску видео-кассеты «Live in East Berlin 1990″(90) и компиляции «Doomsday News III – Thrashing East Live», где Coroner представлены тремя восточно-берлинскими концертными номерами.

В 91 году Coroner продолжили кататься по Европе и Америке, выступая с Mekong Delta, Nuclear Assault и Panic, не забывая о новом материале. Им снова захотелось перемен, — новый альбом «Mental Vortex»(91) с апреля по июнь 1991 года записывался в берлинской студии Sky Trak с участием продюсера Tom Morris, после чего записанный альбом отправился на сведение в родные стены Тома – в Morrisound Studio во Флориду. Результат – настольная книга прог-трешера, возьмём хотя бы первый трек «Divine Step» – интеллигентный треш высшей пробы, очищенный от посторонней шелухи, просчитанный до единой ноты. А какая там посреди ровных, прокаченных риффов космическая полуакустическая вставка затесалась…улёт! С лёгкой душой можно отметить практически каждый трек «Mental Vortex»; помимо минорного ветерка в «Semtex Revolution» и «Sirens», а также любимых мной двух четвертей в «About Life» и спид-метальных запилов в «Metamorphosis», здесь просто наслаждаешься триумфом техники и кульминацией композиторского роста музыкантов. В тяжёлом блюзовом треке «I Want You (She’s So Heavy)» не сразу признаешь песню Beatles, ну, на то они и Coroner. В 92 году в биографии коллектива наметился спад, концертная деятельность ограничилась несколькими концертами в Италии и Франции. Noise Records не проявлял большого интереса к деятельности Coroner, предполагаю, что бюджет следующей студийной записи не отличался множеством нолей. Диск «Grin»(93) не имел никаких промо-синглов, продюсировался группой самостоятельно и записывался с февраля по апрель 93 года дома, в швейцарской студии Greenwood. Разве что сводилась пластинка снова в Morrisound Studios.

Всё, что осталось

Только мне кажется, что «Grin» местами перекликается с «провальными» альбомами Kreator 97 и 99 годов? В песне «The Lethargic Age», например? Всё-таки Томми, хоть и утверждает, что Милле в тот момент хотел денег и склонял всех к коммерческим релизам, а Томми ему в этом только помогал, наверняка на стадии продюсинга оказал влияние и на «Outcast», и на «Endorama». Итак, Coroner обратились к более модерн-грувовому материалу, впрочем, без потери техничности. «Serpent Moves», «Caveat (To The Coming)» и «Host» – вот он, модернизированный Coroner. Пожалуй, только спидовую песню «Internal Conflict» можно признать самым «коронёрским» треком, остальное тяготеет к no-future-индустриальным настроениям, эмоциональному минимализму и большим пространствам для музыкального созерцания в стиле прог-треш. Группа смогла представить материал «Grin» во время европейского турне с Annihilator и на десятке разовых концертов в 93 году, но карьера группы на тот момент подошла к логическому, по мнению музыкантов, завершению.

Долго запрягали

Свою активную деятельность Coroner прекратили по двум основным причинам. О безразличии со стороны лейбла мы уже упоминали, — последние годы у группы постоянно были проблемы с менеджментом. Другой причиной стали собственные «тараканы». «Наши эксперименты заходили настолько далеко, насколько это было для нас возможно, при этом они были не слишком радикальны, — говорит Марки. – Я думаю в этом и кроется причина, по которой мы остановились. Да, именно она. Мы чувствовали, что дошли до той черты, которую нам бы хотелось переступить, но тогда люди бы перестали воспринимать нас в качестве Coroner. Так что, в какой-то момент Coroner стал для нас … подобием клетки, из которой никак не получалось вырваться. […] Думаю, мы решили покончить с группой в нужный момент, когда все хотели заняться чем-то новым, нам наскучило играть музыку с одними и теми же людьми».

Тряхнули стариной

В 94 году Coroner ещё давали отдельные концерты, в основном в Швейцарии и во Франции. Но, как можно догадаться, избавиться от контрактных обязательств было не так просто. Какие шустрые – скучно им стало вдруг! А как насчёт ещё трёх альбомов, которые Coroner были должны по контракту с Noise Records? Лейбл хоть и забил болт на группу, но просто так отпускать её не хотел. Записывать ещё три альбома ни у кого из участников не было никакого желания, особенно у барабанщика Марки Эдельманн. На тот момент он уже вообще не играл на барабанах, хотя позднее присоединился к проекту Apollyon Sun вместе с Томасом Уорриором из Celtic Frost. Рассказывает гитарист Томми: «Мы договорились с нашей рекорд-компанией, что выпустим Best- Of пластинку с несколькими новыми песнями, чтобы освободиться от контракта. Фактически мы записывали их, когда группы не существовало как таковой. Когда мы отправились в студию, Марки не был готов, так как уже почти два года не брался за барабаны. Так что мы попросили нам помочь Петера Хааса из Mekong Delta». Так появился сборник «Coroner»(95) с четырьмя новыми песнями – знатно качающим, печатающим шаг пост-трешем «The Favorite Game», слегка авангардным, но таким же монотонным треком «Shifter» с певучим соло позади нагромождения вокальных сэмплов в финале, и размеренной, ломаной прог-роковой композицией «Golden Cashmere Sleeper» из двух частей.

Томми Веттерли, он же Байрон

Отличный релиз, не вызывающий ни на минуту ощущения дешёвого, тяп-ляп сборничка. Наполняет печалью инструментал «Gilding Above While Being Below» с сольной работой в традициях начинающего Сатриани. Не сильно фанатичные поклонники Coroner смогли получить на компакт-диске кавер DAF «Der Mussolini», распространявшийся до этого, если не ошибаюсь, отдельно на аудиокассетах. Ремикс на трек «Grin» и живая, забавная реггей-версия кавера «Purple Haze» вполне пригодились бы би-сайдами для теоретически возможных синглов. Но для таких метал-эстетов, как Coroner, самодостаточных и обладающих собственным, уникальным музыкальным видением, легко жертвовавших комфортом слушателей ради технической и интеллектуальной самореализации, наступили не самые благоприятные времена. Пришлось забыть не только о синглах.

Рон: не пощадили годы шевелюру

Во время прощального турне в январе и феврале 96 года Coroner ещё раздавали халявные кассеты под названием «The Unknown Unreleased Tracks (1985-1995)», позднее переизданные в виде бутлеггерского двойного компакт-диска. В официальную дискографию этот релиз не включается, но, несомненно, представляет собой коллекционный интерес и возможность для поклонников услышать кое-что редкое из архивов умирающей команды. Редкое, но не обязательно нужное. Это больше напоминает самопальный сборник неизданных интро, не пошедших в дело инструменталов, демо и лайвов. Агония коллектива затягивалась, постепенно превращаясь в соло-инициативу Томми. Летом 1996 года музыканты решили дать последний концерт. Рассказывает Марки: «Мы не хотели никаких гастролей вообще. Мы отыграли фестиваль во Франции и шоу в Швейцарии, предполагалось, что это будут наши последние концерты. Но затем к нам стало подходить немало людей с просьбой сыграть ещё. Я хочу сказать, что нам нравится играть живьём, с этим нет никаких проблем. Ок, после этого мы решили дать ещё один концерт в Цюрихе; мы его сыграли, и поняли, что слишком много всего было сделано ради нескольких минут выступления. Тогда мы решили отыграть турне во Франции». Небольшое французское турне (9 концертов), с задержкой, но таки состоялось, и на этот раз всё-таки стало последним турне Coroner за прошлый век. После этого каждый музыкант занялся своим делом – Марки возился с Apollyon Sun и помогал устраивать выставки в одной из цюрихских картинных галерей, Томми зарабатывал студийной работой, затем собрал группу Clockwork и присоединился к Kreator, а Рон занялся своими делами.

Первые попытки воссоединения группы относятся к 2005 году, но в силу организационных причин (семьи, бизнес, работа на дядю) из этой затеи тогда ничего путного не вышло, — только взбудоражили интересующуюся общественность. Всё, на что у музыкантов тогда было время, так это на то, чтобы «разогреть соус для спагетти». Первый концерт состоялся лишь в апреле 2011 года – во время швейцарского фестиваля Impetus, в клубе «Les Docks» в Лозанне. Группу ожидал тёплый приём, поэтому на ближайшее предложение выступить на фестивалях Hellfest и Maryland Death Festival участники Coroner согласились охотно, благо речь не шла о турне и вынужденном долговременном отлучении от работы и семьи. «Сначала нужно было выяснить, возможно ли это вообще, — рассказывает гитарист Томми. – Но после первой же совместной репетиции стало ясно, что мы можем это осуществить. Подготовка к концертам заняла у нас полгода». И понеслась. 23 апреля 2012 года Coroner отметили ровно год с момента своего реюниона. Поначалу музыканты даже отказывались называть это полноценным воссоединением, мол, просто в кайф поиграть живьём, и никакого нового альбома не будет. Но спрос на группу оказался довольно велик. И вот швейцарцы уже гостят по всевозможным метальным фестам, и вот уже открылся новый сайт группы, посвящённый реюниону, и вот они участвуют в плавучем фестивале «7000 Tons of Metal» на круизном лайнере, с десятками ярчайших представителей современной метал-сцены. Если первое время заявления Марки и Томми по поводу нового материала были довольно категоричны и жёстко аргументированы, то в более поздних интервью уже говорится о возможной записи пары новых песен и переиздании бэк-каталога. О чём сразу говорилось с уверенностью, так это о подготовке архивно-концертного DVD, и даже называлась заинтересованная компания – Century Media. Отснятого мультикамерного материала у Coroner горы, чего нельзя сказать о неизданном материале. Так что для привлечения покупателей к переизданиям или хотя бы для Best-Of в поддержку концертной деятельности на ближайшее время несколько новых композиций пригодились бы. Говорит драммер Марки: «Да, DVD мы всё ещё хотим выпустить, со съёмками наших новых шоу, видеосюжетами о наших путешествиях и нынешней активности…в сочетании со старыми съёмками, например, самым первым концертом Coroner в Цюрихе, с Kreator и Celtic Frost и другими подобными вещами». Ах да, в марте 2012 года лейбл Night of the Vinyl Dead на волне имеющегося интереса к бэк-каталогу Coroner переиздал на двух винилах кассетную компиляцию «The Unknown Unreleased Tracks (1985-1995)». Ну что, додавит общественность группу до новых сочинений? Какой-нибудь жирный лейбл сможет сделать небольшую кассу на ностальгии.

Ян Федяев

Сайт: http://www.coroner-reunion.com


Теги: 1 202 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*