Garbage, part 1

» Есть в этой группе славный, наивный элемент, — мы не особенно организованные».
S.Manson

Ещё одни, хапнув свой кусочек музыкального успеха, вышли из сумрака. Отправились они туда по своей воле, так сложилась житейская мозаика. Толи надоело в своё время выполнять необходимые обязанности, сопротивляться обстоятельствам, вписываться в чьи-то схемы и с утра до вечера «rise and shine», толи по мере взросления отпали все амбиции, толи действительно потребовалась длительная перезагрузка: мы вроде бы есть, а вроде нас и нет. В прошлом году Garbage вернулись на сцену, в этом году порадовали отличным альбомом и новыми концертами. На этот раз они надеются сохранить свою независимость и в очередной раз обретённый душевный баланс.

Буч: моим рукам покоя нет

Garbage берут начала в американском штате Висконсин, где проживал некий Butch Vig. В детстве он не всегда пинал балду и научился играть на барабанах и пианино. После колледжа собрал группу Spooner, к которой присоединился вокалист и гитарист Duke Erikson, ещё один будущий участник Garbage. Затем у группы появился верный поклонник Steve Marker из Нью-Йорка, отправившийся в Висконсин учиться в колледже. Он играл их песни и вообще тёрся рядом. Виг вскоре покинул Spooner, но через пару лет снова присоединился к коллективу, когда тот переименовался в Firetown. Под этой вывеской музыканты также практически ничего не добились и в конце 80-х распустили группу. Зато созрели приобрести восьмиканальный кассетный рекордер и устроили в заброшенном складе небольшую студию звукозаписи Smart Studio, подрабатывая в ней же сессионными музыкантами. Это оказалось самым верным и перспективным решением, поскольку студия стараниями башковитого звукорежа Буча стала пользоваться не только большой популярностью среди окрестных панк- и альт-рок групп, но стала пользоваться доброй славой по всей стране. 91 год в карьере продюсера Буча стал переломным, — ему довелось работать над пластинкой Nirvana «Nevermind». Думаю, никому не надо рассказывать, насколько востребованным после этого стало имена Буча и Smart Studio. После этого Буч продюсировал Sonic Youth, L7, Smashing Pumpkins, Soul Asylum и другие коллективы.

Уравновесились

В 1993 году была сформирована группа Garbage. По поводу названия Garbage буду придерживаться версии, которую озвучил сам Виг Буч: «Как-то раз на студию, где Стив и Дюк работали над ремиксом к песне Nine Inch Nails, пришёл наш общий приятель. На тот момент ремикс был ещё не готов, не совсем сфокусирован, и он произнёс: «This shit sounds like garbage!» Понятное дело, слово «Shit» мы в качестве названия использовать не могли, а вот «Garbage» пригодилось». Буч, Дюк и Стив начали на студии поигрывать некоторые накопившиеся музыкальные фрагменты, и занимались этим примерно год, пока не решили подыскать для проекта вокалистку, потому что певцами они все были сомнительными. Вскоре участникам Garbage очень приглянулась шотландская дамочка Shirley Manson, игравшая ранее в Goodbye Mr.McKenzie и на тот момент выступавшая с группой Angelfish. По MTV крутили клип Angelfish на песню «Suffocate Me», и вокальные старания Ширли как раз соответствовали требованиям Буча и К. Это был именно тот «тихий омут», который требовался американцам. Щупленькая, непредсказуемая альтернативщица резко контрастировала с довольно взрослыми и опытными студийными перцами. 8 апреля 1994 года, как раз в день, когда в доме на озере Вашингтон нашли тело Курта Кобейна, трио таки отправилось в Лондон на встречу с Ширли. Кооперация с ней произошла не сразу. Сначала у Angelfish имелись концертные обязательства, группа должна была закончить турне с Live. Затем не очень удачно прошло прослушивание Ширли в студии, поскольку она не имела опыта сессионной работы и, по её же словам, аудишн обернулся для неё «катастрофой» из-за обоюдного дискомфорта. Однако после того, как Angelfish распались, Ширли позвонила Шеннону О’шэа (менеджеру Буча и остальных) и убедила его, что второе прослушивание будет лучше. Так и получилось.

Первая партия

Ширли в итоге была приглашена в группу и приняла участие в том, в чём никогда до этого не участвовала – в непосредственном написании песен. Первые песни, возникшие из обрывков спонтанных идей, ремикшерских ошибок и сочинений Ширли, создавались, конечно же, на студии Smart. Готовое демо из нескольких треков начало курсировать по различным рекорд-компаниям, причём музыканты сознательно не указывали своих имен в сопроводительной информации, чтобы не привлекать внимания к продюсерским заслугам Буча Вига. «Мы рассылали демо, как и большинство других музыкантов, — говорит Стив. — В первой партии специально не указывали никаких имён – только название группы и список песен. И когда люди стали обращаться к нам и говорить, насколько им понравились наши песни, мы знали, что с такими людьми мы хотим работать». Первыми издателями Garbage стали лейблы Mushroom UK (весь мир) и Almo Sounds (Северная Америка), а первым синглом стала единственная полностью готовая к тому времени песня «Vow». Garbage её даже в альбом включать не хотели.

Что же мы наделали

 

Впрочем, это уже история. Формируя саунд группы, Буч стремился избежать чётких аналогий со звучанием массы тогдашних гранжевых команд и сознательно придавал трекам Garbage поп-формы, используя ремесленные эксперименты со звуком, сэмплирование, пичевание, лупы, прилипчивые фразы и дружелюбные мелодии. Всё это сочеталось с эмоциональной и агрессивной лирикой и находило живой отклик у традиционно недовольной чем-то молодёжи. Первенца так и назвали – «Garbage»(95). На нём кокетливым альт-роковым номерам «Supervixen», «Stupid Girl» и кранберриз-подобной «Fix Me Now» противопоставляются печально-депрессивные «A Stroke Of Luck» и «Milk». Они уравновешиваются гаражно-клубными «Vow»/»Only Happy When It Rains», отмороженной «As Heaven Is Wide» и прогулочно-колючими «Queer»/»Not My Idea». Основным достижением коллектива, помимо вполне оригинального музыкального воплощения, считаю то, что Garbage удалось быстро сформировать свою узнаваемость. Бэнд практически сразу стал самостоятельным явлением на альтернативной поп-рок сцене.

Как часто бывает с такими проектами, для первого релиза у Буча, Стива и Дюка было накоплено большое количество дополнительного материала (ремиксов, ауттейков), равномерно заполнявшего все синглы и специальные издания, рекой полившиеся после первых успехов. В этом смысле Garbage оказались на высоте, предложив на разных региональных рынках не только несколько неизданных треков (помимо 12 песен в оригинальной версии я насчитал ещё восемь) и тонну ремиксов, но и серьёзно отнёсшись к форме реализации первых виниловых синглов. Начиная с выхода строго лимитированного 7″ сингла «Vow» (3 тысячи штук в металлическом конверте), появилась традиция выпуска виниловых синглов в необычной упаковке.

Скромняга Ширли

Винил «Subhuman» напечатали тиражом 3000 штук и снабдили пластичным резиновым конвертом, за ним последовал сингл «Only Happy When It Rains» в количестве 5 тысяч экземпляров, упакованный в призматический конверт с голографией, потом 5 тысяч штук «Queer» в обычном картонном конверте, находящемся внутри толстого хрустально-плексигласового конверта. 10 тысяч винилов с песней «Stupid Girl» продавались в голубых и красных сумках для белья, а три разных варианта сингла «Milk» (тираж 10.000) упаковывались в рифлёный картонный конверт с 16-фреймовой голограммой на лицевой стороне. После того, как из хит-парадов по новым правилам британского чарт-компилятора CIN начали дисквалифицировать синглы, имеющие «сложную упаковку», коллекционные издания Garbage в таком диком разнообразии стали редкостью. Конечно, подобные коллекционные оргазмы дорого обходились лейблу Mushroom, но для наших героев, отличавшихся определённым стилистическим подходом к имиджу, делалось исключение.

Мусор, версия 2.0

Появившись в августе 1995 года, альбом «Garbage» cтартовал не очень стремительно, но мытьём и катаньем достиг неожиданных высот. В разных странах альбом раскручивали разные синглы, и описывать это в подробностях – сплошная муть. Достаточно того, что по всему миру было продано уже около четырёх миллионов дебютных пластинок. Лучше пару слов о том, что не попало в стандартный jewel-case «Garbage». В Британии диск начали промотировать с не-альбомного трека «Subhuman» – динамичного, бит-ориентированного трека с грязными гитарами и искажённым вокалом, призванного, скорее, на привлечь внимание не красотой, а слегка долбануть по ушам и эпатировать. Би-сайды к обеим частям британского сингла «Queer» – «Trip My Wire» и «Butterfly Collector» – не сильно впечатляют, хотя «Trip My Wire» можно было принять в основную программы для поднятия уровня кофеина. Два би-сайда для австралийского сингла «Queer» звучат интереснее: заводной, эмансипированный боевик «Girl Don’t Come» и пиано/трип-хоповая красота «Sleep», причём они нарезаны на одной стороне винила параллельно, т.е. занимают на пластинке одно и то же пространство. Эти же песни перекочевали потом в Британию дополнением к синглу «Only Happy When It Rains» и наоборот, так происходило практически со всеми би-сайдами и многими ремиксами, появлявшимися в разное время в Европе, в США и за морями-океанами, предваряя те или иные гастрольные отрезки группы.

Думаю, я параноик

В австралийский сингл «Vow» вместе с «Subhuman» попал ещё один неликвид, не сильно активная тема с тёмной атмосферой «#1 Crush», вошедшая год спустя в ремикшированном, более причёсанном виде в саундтрек современной экранизации «Ромео и Джульетты». Би-сайды «Driving Lesson» и «Alien Sex Feed» для сингла «Stupid Girl» записывались позже всех, уже вдогонку, в процессе подготовки группы к первому полноценному турне в январе 96 года. Помимо двух вышеназванных треков (полная залепуха) группа ремикшировала трек «Dog New Tricks» и записала кавер Вика Чеснатта «Kick My Ass», который уже давно исполняла на концертах. Короче говоря, Garbage не были простыми и неопытными подпольщиками, раз издатели вкладывали такие бабки в их лимитированные издания и кучу синглов по основным рынкам сбыта. Инвестиции в яркий альтернативный поп-рок коллектив быстро окупались, альбом уверенно получал золотые и платиновые сертификаты по всему миру. Большой вклад в визуализацию группы вносили стильные, дизайнерские видеоклипы, собранные в 97 году в один видео-диск «Garbage Video» и дополненные бонус-клипом на би-сайд «Sleep» и сценами со съёмок промо-материала.

Первую половину 1996 года группа провела в гастролях по США и Европе, потом переместилась в Азию и Австралию (самые высокие позиции в альбомных чартах группа получила именно здесь – 1-е место в Новой Зеландии и 4-е место в Австралии). С весны 97 года быстро ставший знаменитым коллектив приступил к работе над второй пластинкой, растянувшейся с различными перерывами и разъездами почти на год. Сначала альбом имел рабочее название «Sad Alcoholic Clowns», и только в феврале 98 года, когда на пике прессинга и повышенных ожиданий все работы над альбомом были завершены, он получил название «Version 2.0″(98). В целом это название точно отразило суть альбома; группа не рискнула сразу менять формулу успеха, сконцентрировавшись на качественном сочинительстве. Это, в свою очередь, немного расширило и рамки звучания, сделав его более утончённым и гармоничным. Яркие тому примеры – композиции «Special», «Push It», «The Trick Is To Keep Breathing» и уносящая в безбрежную даль прелестная и грустная песня «You Look So Fine». Ну а для сохранения движения вперёд и закрепления иконизации коллектива среди бунтарской молодёжи пригодились такие беспроигрышные альт-рок номера, как «I Think I’m Paranoid», «When I Grow Up» и «Dumb». Само собой, Буч и его помешанные на звуке коллеги много мудрили с сэмплерами, синтезаторами и прочими студийными инструментами. Этот «пластик» на записи со временем начинает досадно проигрывать наэлектризованным, действительно рокерским живым выступлениям Garbage.
Первое место в Британии и 13 место в двухсотке Биллборда, — это была уже существенная заявка и доказательство музыкальной состоятельности команды. Вслед за релизом и в процессе нового витка всепланетных гастролей (в 1999 году коллектив впервые побывал в России) за Garbage потянулся шлейф наград, номинаций и успешных синглов, по традиции с неизданным материалом, ремиксами и концертными записями. Из би-сайдов достойнейшими считаю плавный, успокаивающий поп-хоп с акустической гитарой и сладким припевом «Deadwood» и томный трип-хоп «Afterglow» (оба из сингла «I Think I’m Paranoid»). Бонус «Tornado» из сингла «The Trick Is to Keep Breathing» – нечто слепленное наспех из каких-то обрывков. Имеющийся там же би-сайд «Can’t Seem To Make You Mine», судя по всему, тоже недоделанный остаток. И так подбешивает вокальный волнообразный эффект на вокале Ширли… Дополнение к синглу «Special» – песня «13 Х Forever» — на уровне основной программы, так же, как и парочка песен «Lick The Pavement»(лав-хардкор) и «Thirteen»(лав-романтик), вошедшие, как в одну из японских версий альбома (их было выпущено в Японии две), так и в сингл «Push It». Более живой саунд и естественное звучание голоса использованы в проходном би-сайде «Get Busy With The Fizzy» и в альтер-поп песне «Soldier Through This» (оба трека из сингла «You Look So Fine»).

Ничего лишнего

Отдельной строкой стоит указать роман Garbage с создателями фильмов о Джеймсе Бонде и композитором Дэвидом Арнольдом, собственно, и сочинившим трек «The World Is Not Enough». Для группы это означало признание музыкальных заслуг на самом высшем уровне; Garbage записали песню уже в ходе гастролей по раскрутке «Version 2.0» в 99 году, и результат покорил хит-парады нескольких европейских стран. Настроение фильма передано точно, эмоции дремлют и взрываются…Отличный песняк. В инструментальный би-сайд «Ice Bandits», сопровождающий сингл «The World Is Not Enough», также интегрирована бондовская тематика, — своеобразный мини-саундтрек. В случае со вторым альбомом лейбл Mushroom снова порадовал эстетствующих фэнов и помимо стандартных семидюймовых слимов первые синглы с «Version 2.0» выпустил в пятидюймовом кард-блистере, — в такой упаковке обычно продают батарейки. Вещь сугубо коллекционная: ну какой любитель эксклюзива купит такой раритет и будет вскрывать картонный карман сзади? Очень креативно, особенно учитывая, что такой формат и 3-дюймовые синглы практикуются в основном только в Японии, а производство такой упаковки для диска стоит гораздо дороже, чем обычная пластиковая коробка.

Следующий студийный релиз готовился быстрее: в апреле 2001 года запись начали и к концу лета закончили. Часть треков, например, «Silence Is Golden» и «Til the Day I Die», была записана ещё в 1999 год, во время промо-гастролей «Version 2.0». Предыстория такова: группа запланировала для американского рынка альбом с коллекцией B-Sides и устроила студийную сессию для записи пары новых песен. По после того, как компанию Almo Sounds, представляющую интересы Garbage на американском рынке, продали Universal, эта затея перестала быть актуальной, и вместо этого группа стала сочинять песни для нового студийника, используя кое-какие накопившиеся идеи. Выпуск и раскрутка ответственного, третьего альбома «Beautiful Garbage»(2001) проходили в сложных условиях, хотя он и разошёлся по Земле миллионным тиражом. Далеко не всё было гладко. В первую очередь, это продажа компании Mushroom концерну Universal и судебные разбирательства с группой по поводу желания уйти с Almo по той же причине, в результате чего Garbage пережили ряд неприятных разборок и в итоге перешли на Interscope. Предполагаю, что где-то в этот период в группе постепенно, медленно, но верно начали назревать противоречия пополам с усталостью и грузом постоянной ответственности. Вспоминает Ширли: «На это было жалко смотреть. Нас просто засосало. Когда мы начинали, то были подписаны на независимом лейбле, и у нас было полно свободы. Затем нас как вещь продали другой рекорд-компании, которой было глубочайше похер на нашу музыку, нашу карьеру и на нас, как на людей. И это был кошмар. У них у всех были корпоративные ожидания по поводу нас. Нас вообще не волновало, будем ли мы самой успешной группой в мире или нет. Но рекорд-лейбл считает, что если ты не круче всех, то ты никчёмный. Просто я не придерживаюсь этого принципа». Виг, Эриксон и Маркер разделяют мнение Мэнсон на счёт коммерческого успеха: «Мы попались в сети корпоративных ожиданий, и это было болезненно. Это стёрло в нас всю радость и заставило каждого из нас замкнуться в самом себе. А наши разочарования и недовольства мы затем стали навязывать друг другу».

Красота

Несвоевременной оказалась и дата выхода первого сингла «Androgyny», всего на считанные дни опередившая в сентябре 2001 года теракт во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке. Ну, кто мог такое предположить? После теракта все мероприятия по продвижению новой пластинки были приостановлены: людям резко стало не до веселья. На фоне обуявшего всех глобального страха энергичные, секси-забойные, самоуверенные песенки не покатили, и вести активную промо-работу с интервью и необходимым напором и гламуром тоже было не всегда уместно. Затем, уже во время промо-поездок в 2001 году Ширли пережила развод со скульптором Eddie Farrell, которого до сих пор называет «любовью всей жизни», и находилась в убитом состоянии. «Это действительно тяжело, — признаётся вокалистка. – На самом деле, во время продвижения записи для человеческих слабостей не остаётся никакого пространства».

Цивильно

А что же музыка? В неё на «Beautiful Garbage» местами стали закрадываться уже не столь альтернативные и вызывающие интонации. Рассказывает Ширли: «Мы старались создать органичный альбом, чтобы в нём не было ничего конструкторского. В Мэдисоне (студия в Висконсине, где частично записывался альбом) мы соорудили сцену и стали играть без всякой подготовки, это и стало основой. Парни джемовали, я пела и придумывала тексты, — та родилось большинство песен. Довольно странный способ для таких перфекционистов, особенно для Буча. С технической точки зрения это несовершенный альбом; мы не хотели, чтобы альбом звучал слишком гладко, некоторые вокалы даже записаны с одного дубля». Гениальный блюз-роковый рифф в «Silence Is Golden», ностальгический медляк «Drive You Home», нежный финал стандартной версии «So Like A Rose» и уж совсем выпадающий из настроений Garbage номер «Can’t Cry This Tears» – интересные отклонения от нормы. Впрочем, в отношении текстов Ширли всегда была категорична, совмещая беспощадность, максимализм, беззащитность и болезненность любви и других человеческих страданий. Послушайте, например, насыщенный аранжировками финал в песне «Nobody Loves You». Очень печальная, раскачивающаяся на волнах электронная баллада «Cup Of Coffee» вроде соответствует стилю амо-шотландской банды. Так же как и обязательная пощёчина снобам и прочей замшелой общественности «Shut Your Mouth» и «Breaking Up The Girls», энергичные «Parade»(позитивно), «Cherry Lips»(чупа-чупсово) и «Til The Day That I Die»(с чёрным юморком). Впрочем, в музыке квартета стало больше трепета и неизбежного взросления и трансформации собственной идеологии. Опубликованных студийных би-сайдов на этот раз тоже нашлось немало: пресный инди-рок «Bagging Bone» (к синглу «Androgyny»), тревожно-меланхоличная «Use Me» и кислотно-заводная «Enough Is Never Enough» (оба к синглу «Cherry Lips»), кавер Velvet Underground «Candy Says» под акустический перебор, синтетически-абстрактная «Happiness Pt.2» и «Confidence» с похожим настроением (все три песни к разным изданиям сингла «Breaking Up The Girl»), и ещё одно трио неизданных песен к самому удачному из всей новой линейки синглов треку «Shut Your Mouth» — «Sex Never Goes Out Of Fashion»(попсовенько), «April Tenth»(живописно-угрюмо) и «I’m Really Into Techno»(бессмысленный альт-панк). После этого группе явно стоило издать альбом из одних би-сайдов. Компания Sony это частично и в нелепейшей форме осуществила в 2002 году на японском рынке, выпустив эксклюзивный ЕР «Special Collection». Пять жалких треков, из них всего два студийных би-сайда «Use Me» и «Enough Is Never Enough», остальное пара ремиксов и лайв. Вот уж реально отъём денег! Зато «пираты» оттянулись.

Что там на горизонте

Не удивительно, что реакция на более музыкальный материал «Beautiful Garbage» и на сыпавшиеся в течение 2002 года синглы оказалась неоднозначной. Круче всего альбом прокатил в Австралии, кроме того, большинство критиков вполне обоснованно оказались на стороне группы. Все публичные разночтения и расхождения во мнениях компенсировались мега-успешными гастролями по всему миру, в том числе в компании с U-2 и коллегами по indi-meets-glam жанру No Doubt. Правда, человеческий фактор и здесь вносил свои коррективы. Подвело здоровье у Ширли (проблемы со связками) и Буча (гепатит А и паралич лицевого нерва). К чести группы выступления отменялись только в особенно болезненные для вокалистки моменты, а Буча заменяли друзья-барабанщики. Позже Ширли всё-таки потребовалась хирургическая операция по удалению кисты из голосовых связок, у Маркера родился ребёнок, Виг женился на своей давней подруге, а Эриксон выдал замуж дочь. К концу 2002 года концертная деятельность Garbage кое-как снова наладилась. Группа, проникшись тёплым приёмом российской публики, снова побывала в Москве.

Ян Федяев

Сайт: http://garbage.com


Теги: 730 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*