Mekong Delta, part 1

Обратимся к деятельности одного из самых необычных метальных проектов прошлого, ну, и раз уж на то пошло, этого века. Совсем не странно, что проект немецкий. Амбициозности в немцах не меньше, чем у америкосов, вдобавок всё подкреплено орднунгом и исполнительским мастерством. Хотя идея создания Mekong Delta как раз от обратного. И явно без какого-либо коммерческого подтекста, учитывая крайне специфическое содержание музыки.

Маэстро Ральф

Владелец немецкой рекорд-компании Aaarrg Records и по совместительству саунд-инженер Ральф Хуберт не предполагал, что всё в итоге так обернётся. Дело происходило в городе Вельберт (немецкая федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия). Парень лет с 12 играл на бас-гитаре и рано стал интересоваться процессом звукозаписи. Примерно в 1978 году вместе с парой товарищей он обзавёлся 8-канальной студией, а три года спустя инвестировал средства в 16-канальный аппарат. Ральф Хуберт дружил с неким гитаристом Axel Rudi Pell, игравшем в начале 80-х в группе Steeler. Вот на этом коллективе, а также ещё на Living Death и Warlock будущий босс Mekong Delta попробовал себя в звукорежиссуре. Ральф также горел желанием кое-что самостоятельно издавать, для чего и была основана Aaarrg Records. В 1985 году он задумал собрать студийный метальный проект с участием звёзд тогдашнего германского металла. Одной из его целей было продемонстрировать отсутствовавший в массе своей на немецкой сцене высокий технический и интеллектуальный уровень, да такой, чтобы никто не мог поверить, что материал сыгран бюргерами.

Сама себе лейбл

Говорит основатель группы: «Основной и самой явной причиной появления Mekong Delta явилось моё убеждение в том, что никто никогда не признает и не поверит, что подобная музыка сыграна группой из Германии, что не удивительно, учитывая технические стандарты немецких рок-музыкантов в то время, — с этим мне неоднократно приходилось сталкиваться в студийной работе». Причём, сам играть в новом проекте Хуберт не собирался, — только заниматься художественной частью и продюсингом. Европейская рок-сцена активно развивалась, на метал-винилах всех форматов делались неплохие деньги, так что грех было не воспользоваться усилиями ещё одного энтузиаста. На первых порах Хуберт привлёк на свою сторону трёх музыкантов группы Avenger (барабанщика Jörg Michael, с которым был давно знаком, гитариста Jochen Schröder и басиста Peavy Wagner). Как раз в 1985 году Хуберт продюсировал их релиз «Prayers Of Steel».

Больше не покажем

Вокалистом стал приятель Wolfgang Borgmann. Группу, носившую сначала имя Zardoz, было решено держать в секрете, а настоящие имена спрятали за псевдонимами. Использование псевдонимов, в первую очередь, было связано с желанием избежать проблем с авторскими и издательскими правами, поскольку все музыканты были задействованы в других группах. «В особенности это касалось Йорга, — продолжает Хуберт. – Насколько я помню, его тогдашний контракт запрещал ему участвовать в других группах». Инициатива пригодилась, особенно после того, как после записи первого же демо из 4 песен состав проекта значительно обновился.

Однако Йорг Михаэль своим талантом и энтузиазмом вдохновил Хуберта на запись целого альбома, и именно его звукореж считает ответственным за продолжение Mekong Delta. Всё-таки первое демо было, скорее, пробными конструкциями из спонтанных идей. К дебютному альбому под новой вывеской и с новым составом подход был серьёзнее. Маэстро, являющийся большим поклонником русских композиторов, утверждает, что сочинил дебютный альбом всего за две недели. «Мне было несложно его сочинять, потому что у меня в голове было множество идей по смешению классики и рока. Меня впечатляют сочинения таких русских композиторов, как Шостакович и Прокофьев, и я был уверен, что такой материал отлично подойдёт для рок-группы.

Так что мне было нетрудно придумать что-то такое для нашей группы, это было как огромный бассейн с идеями, и я мог свободно их черпать оттуда». Да, демо-состав быстро рассыпался. Гитарист Jochen Schröder не потянул сложный материал, и его заменили музыканты из Living Death – гитаристы Reiner Kelch и Frank Fricke. Вслед за своим коллегой по Avenger, в 1987 году группу покинул бас-гитарист Peavy, оставивший после себя текстов на два первых альбома. Недолго думая, нынешнего лидера Rage заменил сам Ральф Хуберт, взявший себе псевдоним Björn Eklund. В итоге первый одноимённый альбом «Mekong Delta»(87) записывали бас-гитарист Björn Eklund (Ральф Хуберт), барабанщик Gordon Perkins (Йорг Михаэль), гитаристы и бэк-вокалисты Rolf Stein (Франк Фрике) и Vincent St. Johns (Райнер Кельх), а также Keil (Вольфганг Боргманн).
Господин Хуберт многими годами позже признавался, что возможности звукозаписи в то время для такой сложной музыки были ограничены.

Сбросили маски

Но, не считая репетиций до кровавых мозолей, результат не производит впечатления чего-то рождённого в муках. Наоборот, всё это нагромождение ломаных структур, пауз, спид-метального риффинга, диссонансов и стремительных соло на больших скоростях в «Without Honour», «Nightmare Patrol», «The Cure» или «Kill The Enemy» быстро и легко проносится мимо слушателя. Относительно прост по композиции инструментальный трек «The Hut Of Baba Yaga» и среднетемповый хеви-павер «Heroes Grief». Исключением, пожалуй, является медленный, вязкий олдскульный трек «Black Sabbath», текст которого с легкой руки Пиви Вагнера составлен из строк песен самих Black Sabbath. Вспоминает Хуберт: «В действительности, это была шутка. Пиви гениален, знаете ли, он на самом деле сумасшедший. Как-то раз он пришёл к нам, когда нам очень был нужен один текст. Я уже не помню, были ли мы пьяны, но нам был нужен этот текст, и тогда он собрал все названия и строки, которые вспомнил из творчества Black Sabbath и срифмовал их так, чтобы они имели смысл». Да и риффы, судя по всему, растут оттуда же. Вокал Кайля далёк от совершенства, но его нервность, вибрации, своеобразный тембр и фальцет вполне подходят для такого музыкального эксперимента, как Mekong Delta.

Калейдоскоп

Конечно, не хватает модных ныне плотняка и компрессии, но, во-первых, на немецком дворе шёл 87-й год, и вполне всё слышно, при таком-то количестве записанных дорог. Более того, вряд ли у Хуберта имелся на запись такой бюджет, как у Manowar на «Fighting The World». Вскоре после появления дебютника «Mekong Delta» Хуберт решил поддержать внимание к своему таинственному коллективу выпуском лимитированного пикчер-винила «The Gnome»(88), с одной новой инструментальной заглавной композицией – метал-адаптацией классической композиции Модеста Мусоргского – и тремя пересведёнными треками из первого альбома. Правда, в этой записи не участвовал барабанщик Йорг Михаэль, поскольку был на гастролях со своим основным коллективом. Тогда его на короткое время заменили Ули Кушем из Holy Moses (псевдоним Patrick Duval).

Пришлось доказывать

В прежнем виде состав записал вторую пластинку Mekong Delta «The Music Of Erich Zann»(88), названную в честь одного из рассказов Лавкрафта, – о скрипаче, который с помощью музыки старался оградить себя от кошмаров. Впрочем, стараниями Пиви Вагнера изначальное содержание было адаптировано под современные социально-политические нужды. Музыкально шаг вперёд был сделан, пусть и не столь значительный. Сохранившаяся наивность эксперимента только украшает эту концептуальную работу, ещё больше ориентированную на смешение классики и металла/рока. Тевтонский авангард-треш и обилие классики неизменно оставались основой происходящего, но наш диссонансный ответ Voivod получил ещё более сумасшедшее продолжение, а концептуальность добавила атмосфере некую объединяющую пугающую загадочность. Драмминг стал экспрессивнее, гитары – шизоиднее, вокал – презентабельнее, структуры – менее очевиднее, присутствие экспрессионизма и Новой музыки – ощутимее.

Ускользающие видения

И пусть звучание Mekong Delta в 88 году по сегодняшним меркам больше похоже на демо-запись, такой материал, как песня «Hatred» — сегодня не каждому по силам. Отличные жёсткие риффы в «True Lies», «Prophecy» и «Confession Of Madness», красивое акустическое интро в инструментальной классической адаптации «Interludium (Begging For Mercy)», вполне такой себе «коммерческий» (если это слово вообще можно применить к Mekong Delta) трек «Memories Of Tomorrow», театрализованный, авангардный хеви/хард-рок «I, King, Will Come», непривычная распевка в «Epilogue» – увлекательный исследовательский материал.

Недолго осталось

С появлением на рынке «The Music Of Erich Zann» в составе группы произошла потеря, — из-за значительных разногласий с остальными участниками Mekong Delta уволился гитарист Винсент по прозвищу Райнер Кельх, которого вскоре сменил Uwe Baltrusch (псевдоним Mark Kaye). Впрочем, фотографий коллектива тогда всё равно нигде не было; таинственность проекта посильно соблюдалась. «После этого альбома мы получили несколько предложений от рекорд-компаний, — рассказывает Хуберт. – Но, в конечном счёте, то, чего мы все хотели, и наши идеи по поводу того, как должен выглядеть контракт, казались крупным компаниям немного странными». Так что маэстро остался при своём собственном лейбле Aaarrg Records, по крайней мере, мог выпускать всё, что хотел. По его данным, в то время было продано порядка 14-15 тысяч пластинок «The Music Of Erich Zann», что совсем неплохо для такого экстравагантного, покрытого завесой мистики проекта. В самом начале 1989 года лейбл Aaarrg выпускает трёхтрековый 12-дюймовый винил «Toccata» с каверами: адаптацией Emerson, Lake and Palmer фрагмента Фортепианного концерта № 1 аргентинского композитора Alberto Ginastera, шухерной перепевкой знаменитой песни «Black Betty» и адаптацией «Psycho: Suite For String Orchestra», сочинённой Bernard Herrmann для фильма Альфреда Хичкока. Её первый вариант присутствует на альбоме «The Music Of Erich Zann». В том же году подоспел и новый полноформатник Mekong Delta под названием «The Principle Of Doubt»(89). На нём немцы представили не столь скоростной материал, впрочем, сохранив, всю сложность, атональность и экспрессионизм музыкального повествования, а Кайль весьма расширил спектр своих вокальных приёмов. Болезненные соло, резкие остановки, ломанные размеры, жуткая атмосфера, почти полное отсутствие треша, разве что только на подсознательном уровне и в треке «A Question Of Trust», поток музыкального сознания… В основу концепции нового творения немецких прогрессивщиков лег фэнтэзи-трёхтомник «The Chronicles Of Thomas Covenant The Unbeliever» Стефана Дональдсона. Саунд пожирнел, потяжелел и озлобился.

Репетируемс

Альбом «The Principle Of Doubt» стал последним в составе Mekong Delta для гитариста Франка Фрике, — он захотел сконцентрироваться на других музыкальных проектах, ну и флаг в руки. Хуберт решил вообще оставить MD квартетом, благо Балтруш наяривал за двоих. В какой-то момент группа снова исчезла из вида, породив слухи о самоликвидации. А коллектив тем временем сочинял и оттачивал новый материал, воплотившийся в альбоме «Dances Of Death (And Other Walking Shadows)» (90), ещё известном, как “Rondo For Rockgroup”. Назрел ряд существенных перемен. В процессе сочинительства, с новым материалом не смог ужиться вокалист Кайль. Пришлось искать ему замену; ею стал американец Doug Lee, проживающий большую часть времени в Германии и певший до этого в группе Siren. Так получилось, что Хуберт незадолго до ухода Кайля продюсировал эту группу и с тех пор контактировал от случая к случаю с их вокалистом. Дуг охотно согласился вступить в состав Mekong Delta, так что новый диск представил нового фронтмена. «Dances Of Death» с полной ответственностью можно назвать фундаментальным, если не гениальным альбомом для MD, как по звучанию, так и по композиторству. Многослойный концептуальный заглавный трек почти на 20 минут с огромным количеством смен аккомпанемента (от треша а ля Destruction до акустики), инструментал «Ночь на Лысой горе» на 10 минут – блестящая метал-адаптация произведения Мусоргского, трепетно любимого Хубертом, – два столпа этого влиятельного прог-метального релиза made in Germany. Вокал Дуга Ли воспринимается с непривычки мультяшно, но со временем укладывается в общей массе. Цепляет психбольной твист в компактном, и на удивление чётко структурированном треке «Transgression», и дополнительный плюс за обложку в духе традиционных треш-метальных альбомов того времени.

После записи «Dances Of Death (And Other Walking Shadows)» – о, боги! – накопившиеся за несколько лет европейские поклонники смогли впервые увидеть Mekong Delta вживую. 24 ноября 1990 года группа дала свой первый концерт в Вене. К тому моменту Хуберт решил, что скрывать свои настоящие имена за псевдонимами уже не актуально, и отказался от последних остатков загадочности проекта. Лишь Йорг Михаэль до сих пор именовался Гордоном Перкинсом, и то недолго, поскольку вскоре после первого же концерта ушёл из группы из-за напрягов с расписанием его основного коллектива. На его место был принят швейцарский музыкант Peter Haas. С ним группа продолжила гастрольную деятельность в 91 году, преимущественно в Германии и Голландии. Второй концерт этого турне был записан для последующего выпуска концертного альбома под названием «Live At The Exhibition»(91). По словам Хуберта, они не рассчитывали на большие продажи пластинки и продавали её по весьма умеренной цене, в первую очередь, чтобы доказать, что они в состоянии перенести студийную технику исполнения на сцену. В турне также принял участие сессионный гитарист Georg Syrmbos; он же фигурирует на DVD, выпущенном лишь в 2007 году, и записанном в 91 году во время концерта во Франкфурте.
Вдохновлённый негаснущим интересом публики, Ральф Хуберт быстро организует запись новой студийной пластинки “Kaleidoscope”(92), которая по качеству может одновременно убедить фэнов первой волны и привлечь новых слушателей, способных распахнуть своё сознание пошире.

А как же старина Дуг

“Для меня «Kaleidoscope» является лучшей осуществлённой комбинацией сложности и возможности слушать музыку, не вдаваясь глубоко в техническую структуру композиции, — говорит Хуберт. — Вы можете слушать запись между делом, а можете сесть в наушниках и внимательно проследить за каждым инструментом в отдельности, составляющим в итоге песню». Коллегу дополняет вокалист Дуг: «Для меня, как для вокалиста эта запись стала большим шагом вперёд, ведь это первый случай, когда Ральф учитывает вокал во время сочинительства, так что я могу использовать вокал так, как я его задумывал». Кавер Genesis «Dance On A Volcano» посреди трек-листа по мелодике настолько отличается от привычной композиторской шизы Хуберта, что недоумённо приподнимается бровь. С другой стороны, весьма оригинальный выбор для кавер-версии. Зато кавер «Танца с саблями» Арама Хачатуряна вызывает восторженный писк! Скоростная треш-спид-метальная открывашка «Innocent?», замороченно–прогрессивная «Sphere Eclipse» и рифлёно-мелодичная «Misunderstanding» – отличные образцы MD, скажем так, центрального периода творчества. Обстоятельные, солидные композиции, не без сумасшествия, конечно, насыщенное звучание всех инструментов, дарк-романтика в «Dreaming»…Звук радует, не скрою.

Чтобы дать своему квартету небольшую передышку после турне в поддержку “Kaleidoscope”(двадцать концертов в Европе, турне с Coroner), Хуберт выпускает в 1993 году не самую необходимую компиляцию «Classics», где тупо собрал почти все изданные ранее адаптации классических произведений, за исключением «Танца с саблями». А там уже подоспел и ещё один студийный опус «Vision Fugitives»(94). По мне – так он продолжает идеологический курс, взятый на»Kaleidoscope», только менее напористо. Ядром пластинки является двадцатиминутная, пост-классическая композиция из шести фрагментов «Сюита для группы и оркестра» с великолепными акустическими «Introduction» и «Postludium», а также безумно-мрачной оркестрово-метальной «Fugue» с дабл-басовыми проходами. Отмечу для себя ещё суетливый прог-рок «Imagination» с отчаянно бурлюкающим басом и приятные рок-мелодии с соляками и ажурно-прозрачными бриджами в «The Healer» (тут уже и Rush попахивает, и Yes, и ранними Genesis, и не только). На пару лет субмарина Mekong Delta снова ушла в глубины и в 1996 году внезапно всплыла с альбомом «Piсtures At An Exhibition». Поскольку запись была полностью инструментальной, то вокалиста Дуга в списке музыкантов не оказалось. Альбом представляет собой адаптацию одноимённого сочинения Модеста Мусоргского в двух частях – исключительно для группы, и то же самое для группы и оркестра. Там в новой версии присутствует и тот самый неоднократно переизданный трек «The Gnome/Gnomus», ну, и вообще, диск требует внимательнейшего изучения на предмет ловкости переложения экспериментальной классики на такой же металл. Вспоминает лидер MD: «После записи «Piсtures At An Exhibition» у меня было только одно желание – расслабиться и какое-то время не заниматься музыкой. Запись этого альбома оказалась для меня тяжелейшей задачей, с которой я сталкивался». Для Хуберта это был адский труд, начиная с поиска оригинальной фортепианной партитуры Мусоргского и заканчивая экспериментами с синтезаторами и мультимедией в студии. Басист признавался, что не раз порывался прекратить это творческое безумие, длившееся почти два года, но добрые друзья его всякий раз убеждали не бросать начатое.

Ральф: куда опять пропал?

В 97-98 годах Хуберт вплотную занялся ремикшированием и ремастерингом первых шести альбомов Mekong Delta. «Если не считать ремикса оркестровой версии «Vision Fugitives», то я вполне доволен результатом, — говорит Хуберт. – В ремиксах больше мощи, и саунд гораздо прозрачнее, чем на первых релизах. Дело всё в том, что когда мы записывали первые альбомы, то наше студийное оборудование было недостаточно хорошим для записи и сведения сложных композиций. Кроме того, для звукоинженерии это было неизведанное поле, — использовать группу в качестве оркестра, где у каждого отдельного инструмента свой отдельно звучащий голос. Т.е. его должно быть хорошо слышно, и, в то же время, он должен быть так интегрирован, чтобы образовывать компактное звучание. Новые миксы как раз и приближены к этой идее, поскольку нынешнее студийное оборудование гораздо лучше, чем у нас было в 1986 году». После завершения очередного титанического труда Ральф Хуберт пропал наглухо. На этом можно считать первую часть жизнеописания причудливого немецкого коллектива Mekong Delta завершённой.

Ян Федяев

Сайт: www.mekongdelta.eu


Теги: 974 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*