The Haunted, part 3

«Я заявляю, что настоящая крутизна является результатом дисциплинированной работы, а не спонтанного ребячества. Работа необходима, чтобы преодолеть эго участников группы и достичь более высокого уровня тождественности. Это безумие, я знаю. Но это искусство!»
Peter Dolving

Опять The Haunted. Опять, снова и с большой охотой. Благо за последние три года поклонникам шведских металлеров категорически некогда скучать. Основным катализатором продолжения очерка о влиятельной модерн-метал формации стало появление их очередного студийного опуса. В контексте выпуска такой неоднозначной для метал-сообщества пластинки, как «Unseen» (2011), видимо, стоит ещё разок обратиться к релизам минувших лет, и в частности к «The Dead Eye», за который The Haunted в 2006 году пришлось много оправдываться, и к «Versus», обозначившим в 2008 современные рамки глобального модерн-метал (подробнее в предыдущем очерке Специального радио http://www.sr.ru/blog/ocherk/1322.php). После прослушивания «Unseen» выстраивается цепочка из грув-материала, который шведы сквозь непонимание начали продвигать уже пять лет назад. На пластинке 2006 года треки «The Reflection», «The Fallout», «The Cynic» и японский бонус-трек «The Burden» уже тогда давали понять, что бэнд пытается нащупать новый объект приложения сил, и что этим дело не ограничится. Пару лет спустя, на «Versus» был найден хоть какой-то компромисс с прошлым, хотя присутствие модерн-рока в «Rivers Run» и «Skuld» красной нитью выныривало посреди мускулистого и агрессивного трек-листа.
http://www.youtube.com/watch?v=FlZWJiSkNBE
«То был вопрос времени, — заявил вокалист Долвинг. – Мы отчётливо почувствовали, что должны сделать что-то такое, чего до этого не делали, должны расширить свои границы. Так что для нас «The Dead Eye» был важным альбомом. Да, в определённом смысле ситуация была странная, потому что Йенсен не являлся частью процесса – у него были в то время на это серьёзные личные причины, и материал оказался настолько отличным от прежнего. Менее жёсткий, более эмоциональный». Видимо, понравилось. В сентябре того же 2008 года кроме «Versus» со всеми причитающимися к нему гастролями, интересующийся пипл получил переиздание «классического» альбома «The Haunted Made Me Do It»(2000).

Умылись критикой

Лейбл Earache напечатал его в своей серии «Classic Series» в виде двухдискового пэкеджа; тут стоит отметить, что сам по себе альбом был самым продаваемым альбомом Earaсhe за последние годы. К сожалению, неизданного аудиоматериала периода записи «Made Me Do It» на переиздании не имеется вообще, даже ни малюсенькой демо-версии. В качестве бонуса добавлен уже довольно распространённый DVD «Caught On Tape»(2003) с записью двух полных шоу в Японии и Швеции, а также 25-минутным документальным фильмом о создании следующего альбома «One Kill Wander» (2003) и двумя песнями-анонсами с него — «Shithead» и «Everlastin». Другой вариант сложно придумать, поскольку, например, с идейно ближайшим концертником «Live Rounds In Tokyo»(2001) «Made Me Do It» уже переиздавался ранее. По бросовой цене, может, кто и прикупит в коллекцию.

На шухере

Не обойти — не объехать и реюнион At The Gates, производящий уже впечатление группы выходного дня. Начало было вполне осмысленное, пусть даже омрачённое категорическим отказом записывать новую студийную пластинку. Имели место взрослые, взвешенные заявления о том, что после гастролей 2008 года At The Gates прекратят существование, мол, после 96 года тлела в душах музыкантов недосказанность от резко оборвавшейся деятельности коллектива. Поклонники At The Gates погрустили, но реальность приняли: страницу истории надо достойно дописать, оформить и поставить точку. И нет в этом никакого бизнеса и в помине, поэтому продолжать никто не собирается и записывать новый альбом через 12 лет после последней студийной пластинки – лишь разочаровывать слушателей. Ну, хоть гастроли, они действительно были организованы с размахом, включая турне «Suicidal Final Tour» по США и Канаде и громогласное выступление на фесте Wacken в Германии, где записывался материал для прощального концертного альбома «Purgatory Unleashed — Live at Wacken 2008″(2010) и далее до «последнего» шоу в Греции 21 сентября 2008.

At The Gates 2008

Спрос на выступления шведов по всем миру был сумасшедший, но новых крестиков в календаре At The Haunted тогда не появилось. Зато готовился тяжеленный надгробный камень в память о так недолго жившем, но оказавшем влияние на множество музыкантов коллективе. Отчасти этому способствовало наличие свободного времени — передышка братьев Бьёрлер в деятельности приоритетной группы The Haunted, выпустившей в 2009 году ни к чему не обязывающую компиляцию «Warning Shots». А тут нате – в декабре 2010 года появились концертные даты At The Gates на 2011-й год, и вроде как снова находится время на отдельные концерты. Или чем объяснят на этот раз? Лично претензий к шведам никаких вообще, наоборот хорошо, что люди ещё раз могут насладиться динамичными шоу мелодик-дэт-метал легенды. Но как обычно – и примеров в истории рок-музыки великое множество, начиная с Kiss, – у всё никак не заканчивающихся историй есть душок.

Как бы последний альбом

Как бы там ни было, «условно дописанная» повесть At The Gates получила твёрдый переплёт. С концертным альбомом «Purgatory Unleashed — Live At Wacken 2008» всё просто – записали на Вакене 18 треков, на одном дыхании, с массивной поддержкой аудитории в 100 тысяч человек, высший пилотаж качества (песни «Blinded By Fear», «Slaughter Of The Soul» или «Cold» не утратили с годами своей внутренней энергии). А вот 3-дисковый DVD «The Flames Of The End» потребовал огромных затрат времени и обширной подготовительной работы Андерса Бьёрлера, собиравшего архивные фотографии и видео, снимавшего тонны дополнительного материала и монтировавшего двухчасовой документальный фильм «Under A Serpent Sun — The Story Of At The Gates», попавший на первый диск.

Что бы ещё продать?

Это не только must have для поклонника группы, но также и в высшей степени интересный и насыщенный редким материалом фильм для всех любителей рок-музыки, позволяющий проследить не только креативный путь самих At The Gates, но и поближе узнать о музыкальном становлении будущих создателей и композиторов The Haunted – братьев Бьёрлер. «Я работал над фильмом примерно два года, — рассказывает Андерс. – Это началось в 2007 году, когда я позвонил барабанщику Эдриану Эрландссону по поводу реюниона, и он сразу сказал: «Мы должны сделать DVD». Это меня как-то вдохновило, и я начала просматривать старый видеоматериал и фотографии. Это было подобно складыванию огромного паззла из личных историй каждого участника и того, как они все друг от друга отличались. Огромную помощь мне оказали друзья и старые команды из окрестностей Гётеборга. В целом это моё видение того, что происходило тогда, по-своему личная и субъективная история. Может быть очень пристрастная, но, по крайней мере, моё личное мнение. Эта история большей частью основана на том, что я помню». Второй диск содержит известный по аудио-версии 75-минутный сет на Wacken Open Air, а в третий диск под общим названием «Only The Dead Are Smiling» вошло 26 архивных видеороликов, снятых на выступлениях коллектива в разные годы, начиная с концерта At The Gates в апреле 1991 года в шведском посёлке Eskilstuna. «Вам не нужно быть дэт-метал музыкантом, чтобы понять этот фильм. Он об артистической борьбе», — добавил Андерс.

Параллельно с работами по сооружению этого бокса компилировался новый DVD The Haunted, ставший частью DVD/CD сета «Road Kill»(2010). Участники группы пару раз раньше упоминали о просьбах металхэдов выпустить концертный альбом The Haunted с Долвингом на вокале. И вот, дело таки до этого дошло. Таланты документалиста Андерса пригодились и здесь, а именно при создании часового документального фильма «On The Road With The Haunted» – повествования о гастрольной жизни коллектива, начиная с 1999 года. Увлекательное зрелище, не менее познавательное, подробное и честное, чем фильм об истории At The Gates. Там есть и про уход из The Haunted вокалиста Марко Аро, и кое-что, касающееся нынешнего фронтмена Петера Долвинга, и про вонючие автобусы и много ещё чего занимательного. С другой стороны, группе такого уровня бесполезно пытаться рассказывать своим фэнам и просто посторонним, что в этом сталепрокатном деле далеко не всё коту масленица, и что эту дорогу действительно осилит не каждый. Всегда будут присутствовать фантазии о солидных заработках музыкантов и приносящей маслянистые гонорары «sell-out» музыке. Фанатскую DVD-радость дополняет шесть сочных промо-клипов The Haunted и живой концерт в Амстердаме, снятый ещё в 2009 году и терпеливо дожидавшийся своей очереди. Вообще весь комплект DVD/CD достоин приобретения и пристального внимания. По поводу аудио-приложения пару слов скажу отдельно, — вещица для коллекционера небесполезная. Во-первых, в CD-версию голландского концерта вошло на 6 треков больше, чем на видео.

Дорога убивает

Ух, как сносит с ног старый материал вроде «Hate Song», «Bury Your Dead» или «Dark Intentions»! Хотя голос Марко Аро в песнях периода 2000-2003 годов звучит гораздо чётче и круче. Во-вторых, издающая компания поместила на диск дополнительно 5 студийных треков, появившихся на свет во время сессий альбома «Versus» (не считая 4-х песен на бонус-диске «Collateral Damage», прилагающемся к специальному изданию «Versus» – тому, что в картонной коробке, с плектром, плакатом и наклейкой). Абсолютно неизданной ранее можно считать только одну единственную композицию — 40-секундное атмосферное вокально-синтезаторное завывание «Infernalis Mundi». Песню «Meat Wagon» первоначально определили эксклюзивно для японцев, и такой закатывающий в асфальт среднетемповый модерновый риффинг в коллекции иметь надо. Вяло качающий трек «Sacrifice» (би-сайд, не более) можно было скачать в Европе вместе с iTunes-версией альбома, а американский iTunes предложил покупателям «цифры» death-roll номер «Walk On Water» со шведскими скоростными вставками, который вполне бы украсил трек-лист самого «Versus». До кучи добавлен лучший трек с бонус-ЕР «Collateral Damage» – «Seize The Day», выносящая мозг, 2-минутная трешевая стрельба с хардкоровым мордобоем. Вот такая получилась окрошка из бонусов.

Вот и побрился

В конце мая 2010 года, наконец, стартовало европейское турне The Haunted в поддержку Slayer (Британия, Германия). Ответственное мероприятия откладывалось пару раз в ноябре 2009 и в марте 2010 из-за того, что Том Арайя поправлялся после перенесённой хирургической операции на позвоночнике. «Slayer к нам отнеслись очень хорошо, — говорит Андерс. — Мы о таком и мечтать не могли, ведь практически все росли, слушая их музыку». Продолжает гитарист Патрик Йенсен: «Мы хотели поехать в это турне во что бы то ни стало, и поэтому переносили свой саппорт вместе с переносом концертов Slayer. Конечно, то, что турне откладывалось, стоило нам больших убытков, тем более что отменялось всё за две недели до турне: авиаперелёты, автобусы, всё. И в этой ситуации нас никто другой не мог забукировать». Андерс: «Думаю, мы обеднели тысяч на десять фунтов, но мы любим Slayer, так что оно того стоило!» Идеи для новой студийной пластинки в тот период времени уже активно собирались. Всего на подготовку, обмен идеями, репетиции, демо-записи и прочий пре-продакшн ушло 18 месяцев, и всего 5 недель потребовалось на саму запись, микширование и мастеринг — вершина айсберга в прямом смысле слова. «Мы довольно точно знали, чего хотим, рассказывает гитарист Андерс Бьёрлер. – Уже когда начали с сочинением песен, то твёрдо определились с направлением. Мы его уже давно обсуждали, и хотели поскорее начать. Если хочешь написать легко запоминающуюся песню, то приходишь к сильному припеву и хукам.

Не всё очевидно

Сочинение песен базировалось на вокалах, и с этого возникло большинство песен. В центре – идея целой вокальной линии или рефрена, и вокруг них пишутся гитарные партии. Если работать в таком ключе – отталкиваться от вокалов, то обращаешь внимание на то, чтобы играть поменьше нот, оставлять больше свободного пространства. Как видите, от этого меняется весь процесс сочинительства. Ведь, чтобы выдвинуть вперёд вокал, нужно, разумеется, задвинуть назад некоторые инструменты. Уже нельзя, как безумный пилить поверх риффы, так не пойдёт. Мы уже писали раньше такие песни, но эта пластинка просто демонстрирует состояние, в котором мы в данный момент находимся. Нам хочется сочинять запоминающиеся песни, поэтому принимаешься за них также, как и за поп-песни. В нашем случае было подходящим найти действительно сильный, грувовый бит. Т.е получается поп-песня, исполняемая чёртовой хеви-метал группой. Но поистине самое большое отличие от массы нынешних метал-релизов – это природа мелодий. Мы сознательно отказались от характерных мелодий, уже использованных другими метал-группами, и обратились к другим жанрам. Например, Петер Долвинг не слушает старые хеви-метал альбомы, что собрать новые идеи. Из этого бы снова получился сплав уже известного. Результатом стали мелодии, представляющие собой другие жанры, которых в металле, возможно, ещё не было. Может да, а может нет. Но думаю, что мы не испугаем людей, ведь это всё ещё мелодично и всё ещё хеви-метально. Просто теперь мелодии приходят с других направлений, а не со стороны Iron Maiden».

Ну, вроде всё понятно. Работали снова с Туэ Мадсеном, не смотря на стоимость работы в Antfarm Studio – 500 евро в час. С датчанином у The Haunted сложились очень хорошие отношения, всякий раз отмечается его дружелюбие, феноменальная усидчивость и способность не терять остроту слуха даже после восьми часов работы. Вопросов нет, визуальная и музыкальная эстетика The Haunted с их нехилым бюджетом бесспорно отличается от тысяч и десятков тысяч безликих и, как правило, неимущих бэндов, и новинка «Unseen»(2011) это лишний раз подтвердила. Мнение об этой пластинке разделилось у меня самого. После многократного прослушивания, вызванного устойчивой симпатией к группе и искренним стремлением дать шанс тщательно и кропотливо сработанному произведению, я так и остался на зыбкой платформе между разочарованием от цельного альбома шведов с яркой метал-историй и удовольствием от нескольких первоклассных риффов и мелодических развитий («Disappear», «No Ghost» и «The Skull» — восторг). Вязкий грув в традициях Pantera и более чем акцептабельный мэйнстримовый вокал Долвинга, наверное, не самые худшие ингредиенты. Лишь в паре треков The Haunted напоминают, что это всё та же группа, что три года назад записала «Versus», и что само понятие «метал» в их музыке ещё играет какую-то роль: проскакивают искры в «Never Better» и «Motionless». Трек «Them» всё норовит взглянуть на родственника «Trenches» с прошлого диска, на который был снят постановочный хоррор-клип.

Душа нараспашку

С одной стороны, иной фанат и не обязан с трудом проглатывать дозу модерн-рока, присутствующую на «Versus», так же, как группа не обязана мусолить десять лет подряд в каждой песне аццко-веселящий мелодичный треш. Но я твёрдо уверен, что имя группы и то, чем оно заработано, должно накладывать отпечаток на решения коллектива. А то получается, что большая часть актуальных интервью посвящена попыткам музыкантов объяснить тем, кто до сих пор покупает пластинки, что это круто, послушайте, и всё изменится, и что, мол, это всё та же группа, только с новым видением своего прошлого. Ну, люди слушают, и прежде, чем написать негативную рецензию, наверняка тоже это делают, и не раз. Как бы примитивно не прозвучало, всё-таки слушатель покупает под определённым именем коллектива надежду. Надежду услышать то, что он хочет. Не корректно сравнивать музыку со жратвой и прочими вещами первой необходимости, музыку и так нынче все считают неким халявным наполнением Интернет-пространства, на котором разные козлы ещё и заработать пытаются. Но если я иду в магазин и покупаю то, что мной уже проверено и принимается, то я и ожидаю за свои тугрики ожидаемый результат. И никаких сюрпризов мне не надо, они, как правило, неприятные. Никто не говорит, что слушатель не в состоянии расти с группой, или не поймёт каких-то затрагивающих глубокие слои творчества изменений.

Близнецы Бьёрлеры

Вполне поймёт и по-своему оценит. Но почему многие группы полагают, что, приобретая диск, простите, Hammerfall, металлист обязательно рассчитывает услышать попытку Оскара Дронжака удивить всех джазом или стрит-панком? Эксперименты в рамках би-сайдов или бонусов – пожалуйста. Выпускать по два разных альбома в год – редкость, но было бы небезынтересно. Записывать свои самоуверенные эксперименты под другим именем – ещё лучше. Расширенную дигипак версию «Unseen» держать в руках поприятнее – имеется совершенно другое цветовое оформление в серебре и три бонус-трека – студийная «Attention» и две песни с альбома «The Dead Eye», перезаписанные живьём в студии – «The Reflection» и «The Fallout» (так сказать, чтобы продемонстрировать преемственность новой идеологии). Японцы к этим трём песням в придачу получили ещё один студийный бонус «Just Asking». Пока не добрался до него, но хочется верить, что он лучше скучнейшей «Attention», ещё больше смазывающей впечатление от пластинки.

Кое-что почитать

Говорит Долвинг: «Мы стали THE HAUNTED. Вы не должны нас любить. Вы не должны любить нашу музыку. Мы обещаем, что не будем вас преследовать, не придём в ваш дом и не нагадим на ваше крыльцо, если вы посчитаете, что наша эволюция вас не устраивает. Тем не менее, мы предлагаем вам хорошенько послушать музыку, которую мы делаем сегодня, и тогда и сможете понять, чем мы занимаемся. А если нет, то продолжайте наслаждаться одним — двумя альбомами, которые вы любите. Это тоже хорошо». Концертную привлекательность нового материала шведы этим летом тестируют на нескольких фестивалях, которые, возможно, осенью продолжит европейское турне. Актуальная радость поклонников коллектива весьма условна – голос группы, известный своими провокационными постами в личном блоге и перепиской в форумах выпустил свою первую книгу. Уже сама обложка и название “Sieg Heil Svensson” указывает на то, что это не сборник рассказов для детей. И даже не графоманский треш о восстании зомби-нацистов в лесах Скандинавии. Это роман на шведском языке (наверняка отчасти автобиографический) о трудном детстве, полном страхов и насилия, одновременно критикующий традиционную шведскую мораль и идеалы. Будет ли сие произведение в дальнейшем переведено хотя бы на английский язык, никто сказать не может, так же, как стоит ли книгу ассоциировать с группой The Haunted. Но об определённом статусе группы и её участников свидетельствует однозначно; вряд ли Долвинг в своё время, находясь в алкогольном и наркотическом угаре в конце 90-х, мог мечтать о таких достижениях. И если так дальше пойдёт, то кто знает, какие ещё таланты и музыкальные пристрастия откроются в душах музыкантов!

Ян Федяев

Сайт: www.the-haunted.com


Теги: 603 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*