Концерт группы «Жар птица» В клубе «Оги» 29.10.2008.

Жар-Птица, ее мы встречаем в русских народных сказках, как и Феникс, птица волшебная. Каждое ее перо так чудно и светло, что если принести его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свечей.[CUT]

Мифы, легенды, слухи, предположения 

Из книг.

«…в мифах Египта и древней Греции встречается чудесная птица, смерть которой в огне и возрождение связано с солнечными циклами. Люди верили, что, прожив сотни лет, птица Феникс сжигает себя, но что из ее пепла тут же рождается новый Феникс. Если верить греческому историку Геродоту, то Феникс с его золотисто-красными перьями больше всего похож на орла. Правда, Геродот предупреждает читателей, что самому ему не пришлось видеть Феникса, разве что на картинке.

30 лет назад

Жар-Птица, ее мы встречаем в русских народных сказках, как и Феникс, птица волшебная. Каждое ее перо так чудно и светло, что если принести его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свечей. В перьях ее кроется волшебная сила, как видно из сказок Иван-Царевич и Жар-Птица, Кощей Бессмертный.

Истоки этого образа восходят к глубокой древности. Помимо архетипа, который позволяет выявить в отдаленных культурах одни и те же образы «коллективного бессознательного», славянская мифология с ее историей, насчитывающей более 3000 лет, имеет параллели с индо-европейским и азиатским фольклором. Осколки этих древних славянских верований до сих пор прослеживаются в народных обычаях, песнях и сказаниях славян.

С принятием христианства на Руси Жар-Птица постепенно становится христианским символом, воплощающим воскресение и вечную жизнь, но сохраняет при этом таинственные отголоски языческих ритуалов и экзотики Востока.

Все это делает русскую культуру такой загадочной и объясняет, почему в начале ХХ века группа художников, писателей и композиторов, вдохновленная энергичным импресарио показать Россию Западу, сумела так великолепно передать славянские мотивы в восточных декорациях — экспортный товар, известный как Ballet Russes. Когда Сергей Дягилев (1872-1929), основатель журнала и художественного объединения Искусства и антрепризы Русские Сезоны, планировал поставить в Париже в 1910 году новый балет, он хотел посвятить его Жар-Птице русской волшебной сказки. Одна часть танцевальной сюиты Le Festin была названа Жар-Птица, с Тамарой Карсавиной в роли Жар-Птицы и Вацлавом Нежинским в роли Царевича. Костюмы Жар-Птицы и Царевны по эскизам Леона Бакста (1866-1924) и новая, непривычная музыка Игоря Стравинского вызвали на Западе полную сенсацию.

Из других источников

«…Жар-птицей звали одну красивейшую женщину, живущую в Аравии, у прохладного источника, в котором она каждое утро купалась и пела свои пленяющие песни. Ладан, корица и мирра служили ей пищей. Во всем мире была только одна женщина Жар-Птица, живущая сотни лет. Когда она чувствовала, что час ее настал, она строила гнездо на вершине пальмы. Крылья ее внезапно вспыхивали пламенем, а тело сгорало. Из пепла же рождалась новая Жар-Птица, с ногами, руками, другими органами, еще краше предыдущей, в новом еще более прекрасном оперении.

Окрепнув, убедившись в силе крыльев, новая Жар-Птица собирает пепел своего прежнего я, складывает его в яйцо из мирры и относит в Храм Солнца в египетском Гелиополисе, на алтарь солнечного бога Ра. Только потом Жар-Птица может возвратиться на Восток, чтобы сызнова прожить свои чарующие века, и соблазнить еще больше людей своими колдовскими песнями».

О группе

Сергей Попов — лидер Жар-Птицы

Группа "ЖАР-ПТИЦА" была создана Сергеем Поповым в подмосковной Дубне весной 1975 года и уже в мае начала играть на танцевальных вечерах и концертировать в городе и окрестностях.  

Первая попытка записать альбом, состоящий из песен собственного сочинения и предпринятая в 1979 году, оказалась неудачной: звук на бытовом магнитофоне получился отвратительным. После этого в группе произошли изменения: два музыканта, игравшие в команде со дня основания — Сергей Пестов и Александр Капитонов — ушли играть джаз.

Был объявлен новый набор и летом 1980 года состав выглядел так: Сергей Попов — гитара, вокал, основной автор, руководитель; Елена Зименкова — вокал; Александр Васильченко — гитара, вокал; Владимир Бычков — бас; Сергей Заонегин — ударные; Александр Леонов — тон-оператор.

Сергея не оставляла идея записать свои песни, которых в репертуаре было уже много, с каким-то приемлемым качеством. В его распоряжении было три магнитофона "Комета 212", к которым изготовили насадки на тон-вал. В итоге, скорость движения ленты была увеличена с 19 см/сек. до, приблизительно, 30 см/сек. До стандартных 38 дотянуть не удалось, в этом случае вся кинематика "Кометы" отказывалась работать.

Второй технической идеей стал метод запуска двух магнитофонов с заранее записанными партиями. Нестабильная скорость "Комет" не позволяла записать партии от начала и до конца совершенно синхронно: при сведении какая-то из фонограмм "уходила". Поэтому при наложении воспроизводилась только часть композиции, в момент прослушивания которой на другой магнитофон (с кнопкой отключения стирания одного из каналов) записывались 2 дополнительные партии, а потом обе фонограммы запускались одновременным нажатием клавиш, микшировались и записывались на третий магнитофон. После всех этих манипуляций Сергей Попов брал ножницы и "скотч" и склеивал лучшие куски. 

Гитара, вокал — Александр Васильченко

Все это происходило осенью 1980 года, к тому времени у группы появилось большое подвальное помещение. Музыкантов разделили его на две части — репетиционную и операторскую, — стены закрыли упаковкой от яиц, а пол устлали списанными ковровыми дорожками. В то время в распоряжении группы были гитары "Музима" и "Торнадо", орган "Вальтмайстер", усилители "Биг" и "Регент", много всякого "самопала", а также микшерский пульт без тембров, изготовленный Сашей Леоновым. Группа регулярно, каждые пятницу и субботу, играла на танцах, получая за это по 1 рублю 40 копеек за вечер на каждого. При известной экономии и за вычетом портвейна это позволяло поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, и даже что-то прикупать.

Никакой концепции альбома у музыкантов не было. Часть участников хотела играть доступную для публики музыку — в моде был стиль "диско", другим хотелось "чего-нибудь погорячее".

Эти противоречия отразились на итоговой фонограмме. Фактически, она состояла из двух частей: концертной — "Если", "Окна", "Пусть будет так", и танцевальной — "Да и нет", "Маша", "Если ты уйдешь".

Запись длилась часами и требовала многократного повторения одного и того же. Это очень изматывало фактически самодеятельных музыкантов. Но самое главное — почти никто не верил, что их этого выйдет толк, скорее наоборот, можно было ожидать неприятностей от властей. Были и другие внутренние конфликты, но уже музыкального толка. В итоге, записав инструментальные фонограммы, Владимир Бычков, Юрий Пулин, Александр Васильченко и Елена Зименкова покинули группу.

 

Алексей Сурков — клавиши, бывший участник группы Жар-Птица

Тем не менее, Сашу и Лену, которые были авторами двух песен альбома, удалось уговорить спеть свои партии, что они и сделали зимой 1981 года.

Где-то в марте того же года альбом был полностью склеен и скомпонован. Юрий Пулин придумал оформление, а Слава Новожилов, один из ведущих фотографов располагавшейся в том же подвале фотостудии, отснял и изготовил это оформление на обычной фотобумаге. В качестве магнитного носителя была избрана пленка с длительностью звучания 60 минут. Решающее значение имело то, что тогда для катушек такого размера изготавливали пластиковые коробки с прозрачной фронтальной стороной. Под нее вставлялась обложка альбома с названием и графическим рисунком, с тыльной стороны приклеивалась программа. Внутри же отлично помещался небольшой "постер" с фотографиями музыкантов, а на торце коробки — полоска с названием группы и альбома.

Все получилось как на настоящих дисках!

За бутылку коньяка Сергей выменял у одного из сотрудников Областного Дома самодеятельного творчества список адресов подмосковных дискотек и разослал по ним наложенным платежом несколько десятков оформленных пленок — весь труд был оценен тогда в 12 рублей за катушку. В сопроводительном письме рассказывалось о группе и сообщалось, что, если запись не понравится, пленку можно выслать назад на тех же условиях. Чтобы акция с рассылкой не бросилась в глаза, Сергею пришлось объехать несколько почтовых отделений в Дубне и в близлежащих Талдоме и Кимрах…

 Группа Жар-Птица — первый концерт в Москве

Через две недели стало ясно, что ни одна пленка не вернется назад: группа "Жар-птица" стала получать восторженные отзывы от руководителей дискотек и поклонников и заказы на новые экземпляры альбома.

Магнитоальбом "ЗНОЙ" группы "ЖАР-ПТИЦА" был закончен весной 1982 года. Из трех альбомов группы он получил наибольшую известность: музыканты самостоятельно изготовили около 700 копий и сделали несколько десятков "мастеров" с оригинала для подпольных и легальных студий звукозаписи в других городах — от Минска до Владивостока. После дебютного магнитоальбома "В Городе Желаний, под Радугой Мечты" (1981) состав группы "Жар-птица" претерпел серьезные изменения. В новую команду, помимо Сергея Попова (гитара, вокал, лидер и автор) и Сергея Заонегина (ударные), вошли: Алексей Сурков (клавишные, вокал), Вячеслав Пономарев (гитара, вокал) и Александр Никитин (бас, вокал).

Группа сразу же начала репетировать новую программу, предназначенную как для выступлений, так и для нового альбома.

Запись нового материала продолжалась с мая 1981 года по февраль 1982 на студии группы в Дубне. Как и год назад, использовались магнитофоны "Комета 212" с увеличенной до 30 см/сек. скоростью движения ленты, синхронизация основной фонограммы с дополнительными треками и метод монтажа отдельных эпизодов. В альбом вошли как старые — "Отпусти меня" (1968), "Ты говоришь" (1971), так и новые песни — "Rock and roll", "Привет" и другие. Любопытно, что после записи инструментальных фонограмм некоторые тексты были полностью переделаны.

Дружная семья — Жар-Птица-2008

Сама же композиция "Зной", давшая название альбому, была написана очень жарким летом 1981 года. Помимо известности, первый альбом группы "В Городе Желаний…" принес и чувство свободы, и Сергей Попов в рискованной "Пламянем пламя", почти не шифруясь, выразил свою нелюбовь к ЦТ и вкусам его председателя Лапина, спев следующий вокализ: "Ах, папа-Лапа, дуби папа-Лапа, лбом бом-бом и дном. Абба Бони баба любит папа-Лапа…". Еще до записи альбома он исполнил ее на одном из комсомольских концертов, и его чуть не выгнали с работы. Подтвердилась другая строчка из альбома: "Но превращал вельможа, глаз на нас кося, все возможное в нельзя".

Вообще, в таком маленьком городе, как Дубна, где все друг друга знают, записывать песни собственного сочинения, а потом еще и распространять их по всему Союзу, было занятием опасным — в отличие от таких мегаполисов, как Москва или Питер, где можно затеряться в каком-нибудь жековском подвале. Например, в альбоме есть только две песни, утвержденные худсоветом ДК, в котором Сергей работал: "Танцуем, танцуем" (ею можно было начинать танцы), и "Мы сумеем все" (ее можно было исполнять на концертах). Приходилось выдавать собственные песни за сочинения других. Подавая худруку на утверждение программу очередного концерта, Сергей с особым удовольствием вписывал следующие фамилии: Маргулис, Никольский, Макаревич, Гаина, разбавляя их общеизвестными — Антонов, Тухманов, Зацепин. Так как советские культработники отличались необразованностью, этот номер проходил всегда, принимая циничные формы в тех случаях, когда какой-нибудь рок-н-ролл приписывался такому монстру, как Тихонов.

Но в программе "ЗНОЯ" все было указано точно.

В конце почти 60-минутной фонограммы был сделан звуковой коллаж из фрагментов песен и дикторского текста, в котором рассказывалось о группе, и сообщался ее почтовый адрес. Начальный тираж, около 100 экземпляров, был разослан по московским дискотекам и тем адресам, которые появились у группы после выхода первого альбома.

Васильченко и Рябов

Спустя два месяца поток писем от поклонников захлестнул группу: послания приходили из всех регионов СССР, Афганистана, "стран народной демократии" и даже из Англии и Японии. Большинство жаждало получить альбом в оригинальном оформлении, а адрес извлекался поклонниками из финального коллажа; многим хотелось просто пообщаться. Музыканты по очереди отвечали, хотя это было трудно: эпистолярный рекорд поклонников — 28 писем за один день…

…В середине 90-х один "крутой" бизнесмен рассказывал, что начальство лагеря, в котором он когда-то сидел, разрешало крутить в выходные в радиоузле песню "ЖАР-ПТИЦЫ" "Вне закона". Бизнесмен готов был оплатить запись этой песни уже несуществующей, она была ему памятна и любима.

Никто из них осенью 1982 года не предполагал, чем все закончится меньше, чем через год…

К началу 1983 года "ЖАР-ПТИЦА" имела в активе два 60-минутных альбома, большой студийный опыт и тысячи поклонников во всех концах огромного СССР. Стены операторской были обклеены почтовыми конвертами, в картонных ящиках лежали горы писем с просьбой выслать последние записи группы. Теперь в ней было четверо: Сергей Попов, Александр Никитин, Алексей Сурков и Владимир Дягель.

Последнему едва исполнилось 16 лет, он был призван в группу из молодежного состава после того, как продемонстрировал незаурядные способности и упорство в овладении искусством игры на барабанах. Сергей Заонегин и Вячеслав Пономарев к тому времени по разным причинам покинули "ЖАР-ПТИЦУ", оставшиеся же приступили к записи нового материала — белее жесткого, более концептуального. В студии появился "Тембр 2М", переделанный под скорость 38 см/сек. Но самое главное, у группы появился новенький, хотя и самодельный, микшерский пульт, купленный по случаю у группы "Воскресение" в комплекте с микрофонами. Сам факт покупки состоялся в день похорон Леонида Брежнева, что значительно затруднило музыкантам перемещение по Москве с кофром и сумками.

Со старыми друзьями

Концепция "РОКОДРОМА", по замыслу повзрослевших рокеров, должна была заключаться в утяжелении ритма, более жесткой гитаре и усложнении композиционного построения песен. Без сомнения, они достигли этого в "Утешении", "Ожидании" "Рокдроме", "Детстве", "Чемпионе", "Регги-Рейгане", "Ночи" и "Чепухе". Были подобраны и контрастные песни, которые подчеркивали изменения в стиле — "Неужели", "Фильм", "Голос". Романс "Неужели" был единственной песней о любви в программе: этой теме и так было уделено много внимания на первых двух альбомах.

История появления некоторых песен довольно интересна.

Например, "Чемпион" написан после того, как Сергей лично пообщался с хоккеистами "Крыльев Советов" и был неприятно поражен их дурью и спесью.

Сюжетом для "Ожидания" послужила реальная история. Когда в 1962 году разгорелся Карибский кризис, многие женщины в СССР и США, боясь надвигавшейся атомной войны, делали аборты — так же, как знакомая Сергея, рассказавшая ему об этом.

"Детство" — подлинное детство самого Сергея: воровство белья в его родном Егорьевске было самым распространенным видом кражи.

"Чепуху" Сергей впервые исполнил под гитару на каком-то Празднике Двора. После выступления к нему подошел ветеран в медалях и сделал замечание, что правильно будет не "…Они нам лучший мир построят", а "…Мы наш, мы новый мир построим". К счастью, ветеран не все слова расслышал, а то бы мог и настучать…

Главные преданные поклонницы

Альбом был закончен в мае 1983 года, а в конце августа арестовали Алексея Романова и Александра Арутюнова из "Воскресения". Последний работал на ТВ и был звукорежиссером этой группы. При обыске у него нашли корешки денежных переводов, которыми "ЖАР-ПТИЦА" расплачивалась с ним за микшерский пульт. У следователя возникла идея, что "Воскресение" можно привлечь не только за вменяемые музыкантам нелегальные концерты, но и за частнопредпринимательскую деятельность и воровство радиодеталей. На первом допросе, длившемся шесть часов, Сергей Попов не признался в том, что покупал у Александра Арутюнова самодельный пульт. Не признался он в этом и на пятом допросе. С него взяли подписку о невыезде, дома и на работе были произведены обыски, часть оборудования изъяли и увезли в Москву. Незадолго до этих событий кто-то из дубненских недоброжелателей "ЖАР-ПТИЦЫ" написал в ЦК КПСС письмо об "антисоветской" деятельности группы — распространение записей песен собственного сочинения. Теперь допросы перемежались с наездами комиссий, которые интересовались текстами песен и искали подпольную студию, тиражировавшую записи. В прессе начали появляться статьи, громившие советский рок в целом и "ЖАР-ПТИЦУ" в частности. Сергей понял, что круг сужается, и что в тюрьме ему вот-вот подберут свободное местечко. Надо было уничтожать улики. Вместе с Александром Никитиным они сожгли в титане Сашиной ванны несколько мешков писем от поклонников, а заодно записные книжки, адреса студий, куда посылали копии записей, и большую часть уже готового оформления альбома. Оригиналы записей и несколько 1-х копий были спрятаны у надежных, но не самых близких друзей. Атмосфера была очень тревожной, но, тем не менее, группа приступила к записи 4-го альбома, который должен был называться "АНГАР IV". Успели записать всего две песни — "Все меняю" и "Без". Летом 1984, после суда над Романовым и Арутюновым, в Дубну из областного УВД пришла бумага с перечислением прегрешений Сергея Попова. Но местные милиционеры, с детства знавшие песни "Маша" и "Некрасивая" и их автора, не захотели сажать Сергея в тюрьму и — очень умело — состряпали для Москвы отказ в возбуждении уголовного дела.

Тем не менее, в сентябре 1984 года Сергею пришлось уволиться из ДК, где он проработал почти 10 лет и где создал свою первую группу, ставшую знаменитой. Его вызвали в горком КПСС, и третий секретарь, отвечавший за идеологию, "рекомендовал" ему больше не заниматься музыкой, не руководить ансамблем и не писать песен — для этого есть Союз композиторов.

Теперь утром Сергей работал дворником, днем — страховым агентом, а вечером писал новые — злые и бескомпромиссные — песни …(www.rockalibi.ru).

Альбомы группы «Жар Птица» изданные на CD: (можно заказать на сайте группы или купить в клубе «ОГИ» других музыкальных магазинах Москвы, России.)

01. Под Радугой Мечты

02. Слон

03. Окна

04. Кто-нибудь

05. И грусть моя прошла…

06. Будь моим миром

07. Некрасивая

08. Маша

09. Если

10. Водовоз

11. Да будет народ государем

12. Я подожду

13. Да и нет

14. Если ты уйдешь

15. Жар-птица

16. Пусть будет так.

01. Слушай

02. Дверь на сцену

03. Зной

04. Не вместе мы

05. Привет!

06. Вне закона

07. Отпусти меня

08. Когда я нем…

09. Rock and roll

10. Мы сумеем все

11. Танцуем, танцуем

12. Горевать не буду я

13. Ты говоришь

14. Школа любви

15. Пламенем пламя

16. На юге

17. Финал 

01. Часы, ветер, флейта

02. Рокодром

03. Ночь

04. Фильм

05. Неужели

06. Чепуха

07. Ожидание

08. Детство

09. Голос

10. Чемпион

11. Все меняю

12. Без

13. Утешение 

Форумы (в предвкушении качалова)

Alex

Шедевр !!! Их лучший альбом !!! Гениально !!!

Павел 

просьба поправить ссылки-не качаются, так давно искал.

ser-70

супер! просто супер, нет слов.

ser-70

думал-уж и не найду. Спасибо вам добрые люди

Геннадий

У меня он был без 3х последних песен. И тот затерялся лет 15 назад в связи с переходом на СД. Спасибо вам за возвращенную потерю + 3 новых для меня песни. Только на этом блоге можно найти полузабытые раритеты. А третий по счету альбом будет? Я про него и тем более его не слышал, то же надо для коллекции.

Sandrik

Очень рад, что попал на этот сайт. Давно искал именно этот альбом. Плохо, что нет возможности скачать, о хочется послушать. юрий

Восстановите альбом ! Пожалуйста! Не успел

xxxrt

привет всем. Пожалуйста перезалейте альбом группы Жар-птица ("Зной" (1982)) Пожалуйста умоляю вопрос жизни и смерти.

Ариец

Люди добрые ! Восстановите пожалуйста альбом !!!!!! А то озлоблюсь до предела.

алена

я не робот, я женщина.

Leo

Ну и Че все ссылки мертвые??????

Leo

Уже не зальют — права на собственность видимо начали Попов и К качать…

Evgeny

Господа!!! А где Маша-кроха наша!!! Ище это было действительно СУПЕР хит! Блин я опять как всегда в пролете.

Сергей Попов — Лидер Группы «Жар-Птица» (по следам Интернет архивов)

«.. Мне представилась возможность задать несколько вопросов Сергею Попову, руководителю непрофессиональной пока по статусу, но уже популярной рок-группы из подмосковного города Дубна «Жар-птица»:

Сергей, назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, критерии советского рока.

— Рок у нас, как и везде, — музыкальная форма самовыражения молодого поколения. Он дополнил анонимное песенное творчество – городской романс 70-х, положенный на современный ритм, и стал для большинства музыкантов своеобразным зеркалом действительности.

Сергей, сформулируйте основную тему стихов песен «Жар-птицы».

— Цель любого искусства – изменить человека и мир вокруг к лучшему. Средства выбирает автор, и если его поэтические аргументы убедительны, то все в порядке. Плохо, когда сами средства становятся целью.

Легко сочинять стихи, музыку?

— А вы попробуйте. Если легко, то можно бросить: так не бывает…»

(Газета «Комсомольская искра», 17 апреля 1984 г. г. Владимир).

Видео отчет. (Концерт группы «Жар птица» в клубе «ОГИ» 29.10.2008.)



P.S. Группа «Жар птица» дала первый концерт в Москве за 30 лет своего существования, будем, надеяться, что не последний. Всем кто не знал, пропустил, не был — следить за афишами в крупных городах, областных центрах, поселковых клубах, ощущения незабываемые, с концерта идешь домой, — настроение такое, словно «молодильных» яблок объелся, для этого и существует песня.

Смотреть Фотографии с концерта группы Жар Птица.

Смотреть выступление группы «Алиби» в разделе «Салун Ретро» (часть 10), датированное 1989 годом в рамках отчетных концертов Московской рок-лаборатории СДВИГ-1. 


2 365 просмотров

Добавить комментарий