Часть 15. «Dawai Rock-n-Roll»

Перестройка, музыканты, художники, мода, самиздат, Москва,  Ленинград глазами иностранцев, за кадром 1985-89 год. Интервью, концерты, репетиции групп  «Мистер Твистер»,  «Ночной Проспект», «Авиа», «Ноль»

Фрагменты фильма «Dawai Rock-n-Roll»

производства компании Н2О Гамбург

Продолжение

<< Начало

1. Группа «Мистер Твистер»

«… Все главные события в истории «Мистера Твистера» происходили в треугольнике между институтом иностранных языков имени Мориса Тореза, где учился «твистеровский» контрабасист Олег Усманов, кафе «Чаёк» у «Парка культуры», где постоянно обитал Ёж, и Патриаршими прудами, где шла основная тусовка.

Но первая встреча, которая и положила начало биографии ансамбля, произошла в центре. Кстати, тогда, летом 1985 года, в Москве тоже шумел фестиваль молодежи и студентов. Первый день вся тусовка происходила на Красной площади, где Ёж играл в «ручеек» с иностранными студентами, целовался с горячей гречанкой, поил водкой какого-то монгольского делегата, солировал в интернациональном хоре, исполнявшем песни «Битлз». На второй день вход на Красную площадь оказался закрыт, и все «неформальные» люди переместились в «Трубу», длинный и узкий подземный переход, связывающий Охотный ряд и Исторический музей.



Пока светило солнце, Ёж тусовался по окрестностям, а как взошла луна, он, заслышав звуки рока, тоже спустился в «Трубу». То тут, то там стояли кучки народу, в центре каждой находился гитарист, а то и несколько ребят с гитарами наперевес, которые отважно наяривали свои любимые песни — в основном иностранные.

Туда же пришел и другой будущий участник «Мистера Твистера» Олег Усманов. В руках у него была гитара, которая имела только четыре струны – предвестник будущего контрабаса. Он спел «Can’t Buy Me Love» — Ёж подхватил. Усманов начал «Heartbreak Hotel» – Ёж поддержал. От исполнения песен «Битлз» и Элвиса Пресли перешли к твистам. Оказалось, что Ёж знает слова «Twist again», а Усманов хорошо знает английский язык. Олег попросил у Валерки блокнот, в котором был записан текст этой вечнозеленой песни, и исправил некоторые искаженные фразы Ежового варианта на правильные.

Внося поправки в Валеркин блокнот, Олег завел осторожный разговор о своей давней мечте:
— А не стоит ли нам сделать группу, которая играла бы твисты и рокабилли? Ты как?

— Я? – отозвался Ёж. — Нормально! Можно попробовать. У меня и ударная установка есть.

— А у меня есть товарищ, — продолжил Усманов, — который сейчас служит в армии, но в декабре он вернется и заткнет за пояс любого, даже гитариста из «Браво»!

К исправленному тексту «Twist again» Олег дописал свой номер телефона – на том в тот раз они и расстались. Честно говоря, Ёж не думал, что та встреча в «Трубе» будет иметь какое-то продолжение. «Да мало ли разговоров!» – думал он. Но пару недель спустя он неожиданно встретил Олега возле кафе «Чаёк». Тот шел из своего института в магазин «Прогресс», где продавалась литература на иностранных языках, а Ёж как раз вышел из кафе на улицу покурить. Тут они и столкнулись нос к носу.
— Ну что? Будем делать группу? – закричал обрадованный Усманов. Он рассказал, что у него рядышком есть и репетиционная база, и контрабас, без которого настоящего рокабилли не бывает. И они решили, что пора серьезно взяться за это дело».

Подробнее…

Сайт группы: http://www.mistertwister.ru/home.htm

2. Группа  «Ночной проспект»

Иван Соколовский, Дмитрий Кутергин, Алексей Борисов.

«…Это был первый в СССР альбом индустриальной музыки, невероятно качественно записанный и идеально выдержанный стилистически. «Кислоты» ассоциировались с урбанизированным смерчем, напоминая озверелый звуковой терроризм, при котором атональный вокал и примитивный ритм умышленно вытесняют гармонии и мелодии.
Авторами этого нашумевшего опуса (который в 88-м году мог бы конкурировать с западными работами подобной направленности) являлись молодые московские ученые Алексей Борисов и Иван Соколовский. Отстраненно-статичный сценический имидж «новых физиков» во многом соответствовал их гражданскому статусу. Идеологи «Ночного проспекта» закончили соответственно исторический и философский факультеты МГУ и готовились к защите кандидатских диссертаций. Борисов специализировался на нюансах Фолклендского конфликта, а Соколовский — на творчестве религиозного философа Алексея Хомякова.



В «Ночном проспекте» Борисов пел и играл на гитаре, Соколовский — на клавишах и синтезаторном басу. Оба музыканта были выходцами из академической среды и поэтому всегда интересовались актуальной информацией, находясь в курсе последних событий на электронно-авангардистских фронтах мира: от Psychic TV и Einsturzende Neubauten до Штокхаузена и Кейджа. В определенный момент Борисов и Соколовский пришли к выводу, что пропагандируемая ими музыка должна разрушать представления о тонированном звуке и оказывать на слушателя прямое физиологическое воздействие.

Любопытно, что ранний «Ночной проспект» специализировался на совершенно иной эстетике, исполняя танцевальные мелодии — от твистов и рок-н-роллов до ретро-номеров и новой волны. Правда, предшествующие «Кислотам» программы «Гуманитарная жизнь» и «Демократия и дисциплина» уже напоминали утяжеленный электронно-трансовый техно-поп, исполнявшийся на концертах при помощи заранее изготовленной ритмической болванки.

Несмотря на шарм и скромное обаяние вокалистки Натальи Боржомовой, группе долгое время не хватало какой-то изюминки. Скорее всего, им просто не везло. Неудивительно, что впоследствии одна из композиций на «Кислотах» называлась «Всеобщее невезение». Невезение это могло бы продолжаться и дальше, не получи «Ночной проспект» приглашение выступить весной 87-го года на крупном рок-фестивале «Литуаника» в Вильнюсе.
Предстоящее действо спровоцировало тандем Борисов — Соколовский на ряд радикальных поступков.

Первое, что они сделали, — это пригласили новых музыкантов и расширили состав группы до квартета. Вместо ушедшей Боржомовой в «Ночном проспекте» появились скрипач Дмитрий Кутергин и барабанщик Сергей Павлов. До этого Кутергин играл на электроскрипке и клавишах в составе группы «Доктор», исполнявшей смесь неоромантики и фри-джаза. Сергей Павлов был профессиональным барабанщиком, успевшим переиграть в массе рок-команд, включая «Коррозию металла». Внешне он напоминал Паука, был вызывающе волосат и тяготел к парадоксальным поступкам и алогичным ходам. При крайне агрессивной хард-роковой манере игры Павлов всерьез увлекался полиритмией, а его музыкальным кумиром был Билли Кобэм».

Подробнее…

Смотреть выступления 2008 

3.  Группа «Авиа»

"АВИА — одна из молодых, но уже завоевавшая известность и популярность среди молодежи группа Ленинградского рок-клуба.

Коллектив возник в сентябре 1985 года, после того как распался состав "Странных игр" — практически первой в стране группы, в своем творчестве целиком и полностью опиравшейся на современные музыкальные формы ("ска", "нью вэйв" и т. п.), оригинально дополняя их выразительным поэтическим материалом, театрализацией, соответствующим сценическим антуражем.

Однако со временем идея исчерпала себя, и группа прекратила свое существование. Три музыканта — Николай Гусев, Алексей Раков и Александр Кондрашкин, нашедшие творческое взаимопонимание в составе "Странных игр", — приходят к мысли о создании нового коллектива, обладавшего бы "лица необщим выраженьем".

Так родилась группа "АВИА" — анти-вокально-инструментальный ансамбль. Это название (с ударением на "и") указывает на желание исполнителей противопоставить стандартизованной и, как правило, неглубокой музыке разного рода ВИА свежий музыкально-поэтический материал.

Группа охотно, порой необычно, но почти всегда убедительно использует элементы пародии, сатиры и гротеска.

Первая программа "АВИА" — концептуальное представление "Из жизни композитора Зудова" — сразу же доказала, что появилась новая группа, обладающая свежим взглядом на музыкальное искусство и апеллирующая, прежде всего, к интеллекту слушателей.
Эта программа была показана 31 января 1986 года в Ленинградском Дворце культуры имени В. И. Ленина. С тех пор география выступлений "АВИА" существенно расширилась и включает в себя все большее количество городов нашей страны.

Все исполнители "АВИА" в настоящее время имеют право выступления на профессиональной сцене, т. е. являются аттестованными музыкантами.

Музыка, тексты произведений создаются либо Н. Гусевым, либо совместными усилиями исполнителей.



СОСТАВ ГРУППЫ:


Николай Гусев — клавишные, вокал;

Алексей Раков — саксофон, вокал, аккордеон, гитара, мандолина, блок-флейта. Является призером фестивалей Ленинградского рок-клуба как лучший инструменталист.

Александр Кондрашкин — ударные, вокал. Считается одним из наиболее популярных и сильных исполнителей на ударных инструментах в Ленинграде.

Антон Адасин — труба, вокал.

Татьяна Миронова — саксофон.

Елена Бобрецова — саксофон.

Молодой коммунар 19.12.87

4. Группа «Ноль»

«Федор Валентинович Чистяков родился 28 декабря 1967 года в Ленинграде.

1982 г. — Федор Чистяков и его одноклассник Алексей Николаев (Николс) создают группу и начинают делать записи. Писали дома у Николса на "Маяк". В день записывали по альбому! Жаль, не сохранились.

1984 г. — К Феде и Алексею присоединяется еще один их одноклассник — Анатолий Платонов (Люля), группа берет себе название "СКРЭП" ("scrap" — отходы) и записывает одноименный альбом.
1985 г. — Осень — знакомство с Андреем Тропилло, который в то время вел кружок звукозаписи в Доме Юного Техника на ул. Панфилова. Начало записи первого альбома "Ноля" (точнее, "Нулевой группы") "Музыка Драчевых Напильников". Весь альбом записан Федей и Алексеем вдвоем.



Во время записи Федя и Алексей знакомятся с бас-гитаристом Дмитрием Гусаковым, который в составе группы "Вымысел" записывался в этой же студии, и приглашают его в группу.

"Нулевая группа" переименовывается просто в "Ноль" в составе: Федор Чистяков, Алексей Николаев, Дмитрий Гусаков.

1986 г. — Лето и осень — репетиции "Ноля" дома у Феди.

14 декабря — первый концерт на репетиционной точке группы "Опасные Соседи" в клубе "Юность" .

26 декабря — первое выступление в Ленинградском Рок-клубе.

1987 г. — Январь, февраль — выступления в клубах "Юность", "Маяк".

Март — первые гастроли — Новгород.

Март-май — выступления в Питере, Петергофе (Клуб ЛГУ), поездка в Каунас.

19 май 1987 г. — выступление на фестивале в Шушарах.

6 июня — выступление на V фестивале Ленинградского рок-клуба (Ленинградский Дворец Молодежи).

27 июня — выступление на фестивале в Черноголовке (Московская обл.)

9 июля — барабанщик Алексей Николаев ушел в армию. Его место за барабанами занял Сергей Шарков ("Союз ЛМР", "Патриархальная выставка").

Сентябрь-декабрь. Гастроли: Петропавловск-Камчатский, Москва, Киров, Псков.

1988 г. — Январь-Март. Гастроли: Калинин, Литва (Акмяне, Куршенай, Мажейкяй, Тельшай), Калуга, Тула, Москва, Дубна, Калининград, Балтийск.

Сергей Шарков уходит  в группу "Объект насмешек", а позже — в группу Сергея Рогожина.

Барабанщиком становится Александр Воронов ("Летний сад"), а Георгий Стариков приходит в группу в качестве гитариста.

Июнь — выступление на VI фестивале Лен. Рок-клуба (Зимний стадион).

Гастроли: Июнь — ноябрь — Ангарск, Иваново, Баку, Киев, Пермь.

Сентябрь — первые зарубежные гастроли (Братислава, Прага)

1989 г. — Новый барабанщик — Вячеслав Никольчак ("Шесть дней"). Александр Воронов приходит вместо Шаркова в "Объект насмешек". Сейчас Воронов, более известный под псевдонимом Дусер, играет в "Tequilajazzz".

Январь-май: Брест, Дубна, Москва, Тула.

Зима — весна: запись альбома "Сказки".

Май — из армии возвращается Алексей Николаев и состав группы наконец-то стабилизируется: Чистяков, Николаев, Гусаков, Стариков.

Гастроли: поселок Отрадное (Ленинградская область), Тула.

Июнь — гастроли в Финляндии (Оулу, Тампере)

Август — фестиваль в Калуге.

Участие в проекте "Лайка" (Россия-Дания).

1990 г. — Зима —  запись альбома "Северное буги"

Апрель — Казань, Ростов

Май  — Франция (Париж, Руан)

Июнь — фестиваль в г. Корк (Ирландия)

Июль — Германия (Кассель, Нюрнберг)

Декабрь — Фестиваль "Аврора"

1991 г. — Февраль — Франция (Париж)

Лето — запись альбома "Песня о безответной любви к Родине"

Июнь — Гастроли в Германии (Гамбург, Нюрнберг).

Август — гастроли с проектом "Черные индюки" в Германии.

Октябрь — Фестиваль Les Allumees (Нант, Франция).

Выступление на фестивале Лен. Рок-клуба в "Юбилейном.

1992 г. — Лето — запись альбома "Полундра"

8 октября за нанесение тяжких телесных повреждений Ирине N. на Федора заведено уголовное дело и его заключают в следственный изолятор "Кресты".

Находясь в "Крестах" пишет Поэму, в которой пытается объяснить причины своего поступка.

1993 г. — Август — Федора направляют на лечение в психиатрическую больницу им. Скворцова-Степанова.

1994 г. — Сентябрь — Федор выходит из больницы и практически сразу же становится членом религиозной организации "Свидетели Иеговы".

1995 г. — Постепенно Федор возобновляет занятия музыкой.

Сентябрь-октябрь —  запись альбома "Когда проснется Бах".

1996 г. — Декабрь — возникает идея воссоздания группы "НОЛЬ".

1997 г. — С января начинаются репетиции в составе: Чистяков, Николаев, Стариков, Гусаков и Петр Струков из группы "Дети" (балалайка, гитара).

Апрель — первые выступления после пятилетнего перерыва: Питер (Ленинградский Концертный Зал), Москва (ДК им. Горбунова). На афишах значится — "Федор Чистяков и Оркестр Электрического Фольклора".

Май — Екатеринбург (уже под названием "Федор Чистяков и группа НОЛЬ").

Октябрь – Москва

1998 г. — Февраль — Ростов, Краснодар

Апрель — Москва (ДК им. Горбунова)

Май — группа прекращает свое существование».

 

Сайт группы «Ноль»

Сайт Ф. Чистякова

                                                   Продолжение следует …                                                                 


Теги: 1 255 просмотров

Добавить комментарий