Часть 13. Последняя тема

На этой главе нам придется расстаться. Я долго размышлял, а стоит ли подробно описывать такие важные процессы звукозаписи как микширование и мастеринг, и в конечном итоге пришел к выводу, что нет, не стоит. Причин для этого несколько.

Одна из них — и тот, и другой процессы слишком индивидуальны и содержат большое творческое исходное понимание того, как и что должно звучать. Например, микс и мастеринг панка и хип-хопа — вещи совершенно разные. Могу только поделиться личными привычками в подходе к этим процессам. Инструменты в миксе я разношу довольно широко, игнорируя таким образом вероятность того, что мои записи будут прилично звучать, скажем, на радио или ТВ в монорежиме. Более того, не делаю специально монофонические радиоверсии и не заморачиваюсь особенно насчет того, что произойдет с записью при сложении каналов. А произойдет вот что: стереоревера, скорее всего, сложатся и их пространство сократится минимум в половину, на первое место вылезут бас и голос, гитары притухнут. Но песни мои все же крутят, а на региональных радиостанциях даже берут в жёсткую ротацию.

Так что имейте в виду эти технические моменты, если мечтаете услышать себя по радио.

Что касается мастеринга, я предпочитаю мягкий его вариант с заметной разницей между самым тихим и самым громким звуком, а не сплошную «колбасу» за мелкими зазубринами по краям. Может быть, я старомоден, но для меня важно, чтобы запись динамически «дышала».

Так что в последней главе я расскажу о плагинах, которыми чаще всего пользовался на своём 4-м «пеньке» (его я все-таки собрался поменять).

Все эти виртуальные прибамбасы стары и хорошо известны, но это не исключает их длительного прикладного применения: многие ведут себя до сих пор достойно на том поприще, которое уготовили им создатели.



Graphic EQ

1. Этот эквалайзер я применяю чаще всего и для любых треков — гитары, голоса, «бочки».

С его помощью, особенно в миксе, легко можно подкорректировать звук. В цепочке он всегда стоит первым, только потом — ревера, максимайзеры и т.д.



Ultrafunk Reverb R3

2. Этот ревер у меня — самый востребованный, но не в смысле качества, а в смысле частоты применения для второстепенных инструментов. Ресурс не ест, а звучание вполне приличное: для ритм-гитары, струнных, бэк-вокала и т.д.



Sonic Foundry Paraggraphic EQ

3. Параграфический эквалайзер, который я часто применяю для, например, обработки тарелок. Наш барабанщик — музыкант эмоциональный и в запале может так шандарахнуть по крэшу, что на записи он звучит с сильным искажением. Вот я и вырезаю этим плагином избыточную мощь его темперамента на конкретном участке.



Echo.Delay.Reveb

4. Ревербератор, встроенный в Sampletude 7. Очень хорош как пробный и рабочий дилэй. Например, надо подсветить альты в треке. Ставишь задержку в 20 мск, а соотношение «сигнал-ревер» 100% к 80-90%. И альты сразу звучат ярко и хлестко.

Иногда им хорошо подработать голос (задержка 120-130 мск, соотношение 100 к 15-25) независимо от основного ревера. Придаёт голосу эдакий комнатный оттенок.

Да и «холл» у него тоже, кстати, не плох, на клавиши заднего плана — в самый раз.



Native Reverb Plus

5. Очень хороший рабочий ревербератор. Все параметры корректно регулируются, звук прозрачный и чистый, ресурс не ест. Часто ставлю на основной голос и соло-гитару. Причем, установки типа «бокс» и «комната» — очень натуральные, да и тембральная корректировка отражений очень неплоха.



Parametric Equalizer

6. Эквалайзер, встроенный в Sampletude 7. Мне не очень нравится, как он работает, но как рабочий, пробный инструмент он вполне годится.



Sonic Foundry Fade

7. Фэйд, которым я постоянно пользуюсь при предварительной обработке треков до того, как загрузить их в микс. Например, солист затянул согласную в начале слова. При помощи этого фэйда можно сделать необходимо нарастание звука. Или, наоборот, правильно крэш укоротить перед паузой. Или снять послезвучие между нотами в гитарной партии (задел, например, нижнюю струну и она гудит). В общем, необходим также часто, как отвертка электрику.



Sonic Foundry Graphic Dynamics

8. Неплохой и простой компрессор, которым я часто пользовался в начале своей звукорежиссерской деятельности. Не ахти что, но для случаев «чуть-чуть даванём» вполне подходит.



Sonic Foundry Graphic EQ

9. Еще один графический эквалайзер, которым я часто пользуюсь для предварительной обработки файлов. Например, солист «задул» «п» или «б» в микрофон. Срезаем на этом кусочке все, что ниже 150 гЦ и звук становится естественным. Важно только правильно подобрать конец отрезка, чтобы не были видны следы обработки (падение громкости, например).



Sonic Foundry — Сдвиг тональности

10. Плагин, при помощи которого я восстановил тональности всех своих архивных записей — ведь раньше всё записывалось на магнитофоны, скорости которых заметно отличались. Доходило до того, что тональность после многократных переписок уходила на тон. Или же это был конец плёнки, и скорость плавно замедлялась: двигатель не тянул.

И мне это гаджет очень помог.

Но вот если приходилось слегка корректировать тон без изменения его длины, получалось не всегда корректно: могли появиться какие-то трески, щелчки. Еще я использовал его для получения искусственного хоруса для гитары. Звучало неплохо.



Timworks Mastering Compressor

11. Очень приличный мастеровой компрессор, который я использую для рабочих материалов. Например, делаю микс уже записанных инструментов, компрессирую его этим плагином и на его фоне записываю ещё что-то. Яркость, которую он даёт, позволяет лучше слышать «подклад» в наушниках.



Ultrafunk Gate R3

12. В основном использую этот гейт для обработки бочки. Там есть установка, которая даёт короткий, яркий шлепок, и с его помощью я делаю среднечастотный файл, который потом подмешиваю к бочке. Существенный недостаток — обработка почему-то несколько удлиняет файл, и поэтому потом приходится вручную подгонять его под основной.



Ultrafunk Surround R3

13. Редко приходится задавать какие-то параметры для движения звука по панораме, но когда надо, использую именно этот: ресурс не ест и логичных предварительных установок много.



Waves C4

14. Неплохой мультибендовый компрессор, всегда использую его при мастеринге. Например, в низкочастотной области хорошо слышен диапазон, в котором реально размещены бочка и бас. Подвигал туда-сюда, нашел оптимальный вариант, а потом скомпрессировал. Или, если в среднечастотном диапазоне гитары, голос, железо звучат жёстко, это можно легко устранить таким же способом.



Waves L2

15. Максимайзер, который всегда мне по душе. И для мастеринга, и для выделения вдруг потухшей в миксе гитары. Заложенным установкам я не очень верю: слишком они сжимают звук. А если не злоупотреблять — число сжатия 0,8-1,5, релиз подлиньше — тогда и будет нам счастье.



Waves MaxxBass

16. Неплохой компрессор для басов. Иногда использовал его для бас-гитары — когда надо, чтобы было низко и длинно.



Waves RBass

17. Тоже для басов, но по устройству несколько иной. Использовал для подкачки бочки: легко искать наиболее эффективный диапазон. Вообще, большое спасибо разработчикам за плагины с такой узкой спецификацией — помогает быстрее достичь нужного результата.



Waves RComp

18. Не самый лучший, но все же неплохой компрессор, где мягкость звучания поставлена во главу угла. Использовал в негромких, медленных песнях для различных инструментов.



Waves RDeEsser

19. Дэессер, который использовал вынужденно для обработки голоса бардов, точнее тех, кто не может петь без гитарного сопровождения. Так как это были непрофессионалы, то с дикцией испытывали серьёзные трудности «давя» на шипящие и свистящие согласные. Ничего не оставалось, как включать для обработки этот плагин и спасать таким образом звук. Отдельно же обрабатывать эти согласные было невозможно т.к. в файле присутствовала и гитара.

Второй случай использования — обработка вокальных треков 4-х канальных записей «Алиби» конца 80-х. Иногда там присутствовал некий ленточный свист, который надо было удалить, и этот плагин помог.



Waves RVox

20. Вокальный компрессор, который я использовал в начале своих изысканий для голоса.

Как оказалось, он хорошо подходит для духовых инструментов — и натуральных, и синтезаторных, — особенно если играешь на динамической клавиатуре как у меня. Главное — не передавить до искажений, особенно это касается медной группы.



Waves S1 Imager

21. Плагин для расширения (сужения) стереопанорамы. С его помощью я, например, «раздвигал» клавиатуру фоно. Здесь тоже важно не переборщить т.к. с изменением панорамы меняется и характер звука.



Waves TrueVerb

22. Хороший ревербератор, с качественными «хвостами», хотя и несколько неудобный в управлении. Использовал часто и для разных инструментов. Наиболее оригинальный случай — когда при реставрации старых магнитофонных записей «Жар-птицы», сделанных в 70-е годы на танцах и концертах, я добавлял немного пространства при помощи NY plate. Очень естественно получалось.



Waves X-Hum

23. Эффективный подавитель сетевого фона. Особенно пригодился для реставрации магнитофонных записей. Единственная проблема — вычислить скорость (тональность) на которой произошло подмешивание фона к сигналу. Это процесс иногда отнимал много времени: ведь некоторые плёнки перезаписывались много раз.

Но помимо этого плагин хорош и тогда, когда вы не в состоянии по техническим причинам избежать сетевого фона, что бывает часто в домашних или гаражных условиях. Он, конечно, немного режет частоту, причем, кратно, но файл сильно не уродует.



Waves X-Noise

24. Совершенно незаменимая вещь при реставрации или записи в неприспособленных условиях. Но надо хорошенько самому покрутить ручки, чтобы понять, как эта штука работает. Из того, что я перепробовал — это самое лучшее. Причем там есть окошечко, которое позволяет запомнить именно фон, а потом аккуратно его вырезать. Есть неплохие и стандартные установки. Очень рекомендую.



Distortion

25. Стандартный канальный плагин Sampletude. Фактически это регулировка чувствительности по входу. Использовал, например, для поднятия уровня гитар и малого барабана. Сигнал, естественно, меняет окраску, но не настолько, чтобы это мешало общему звучанию микса.



Compressor

26. Еще один стандартный канальный плагин Sampletude. Лучше, конечно, обрабатывать файлы навесными плагинами, но этот тоже неплох, особенно для второстепенных партий и когда надо экономить ресурс.



Amplitube

27. Эмулятор продвинутого гитарного усилителя. Использовал редко, в основном для получения эффекта «вибрато» на гитаре или придания «лордовского» звучания органу.



Dynasone

28. Плагин под названием «всё в одном флаконе». Очень много экспериментировал с ним раньше, но остался недоволен именно его всеядностью. Лучше «повесить» все отдельно: файл целее будет.



GRM Equalize Stereo

29. Эквалайзер, который я использую в основном для мастеринга. Всем хорош, в том числе тем, что показывает предметно частотный график. Но есть и недостаток: удлиняет файл и тормозит его в реальном времени, поэтому не подходит для микса.



PSP_Pseudostereo

30. Плагин, который я вначале недооценивал. Отлично работает и с басом, и с гитарой, и с вокалом, и с клавишами. Лучший из того, что я пробовал в линейке плагинов типа «псевдостерео».



iZotope Ozone 2

31. Универсальный плагин со множеством хороших установок и незаменимый в ситуации «а нет больше ничего!». Всё может обработать и всё можно корректировать, уточнять.




Multiband Dynamics

32. Стандартный мастеринговый плагин Sampletude. Хорош и понятен, работает отлично. Года два назад я его постоянно использовал для окончательной доводки файла. Сейчас же включаю тогда, когда надо посмотреть, как приблизительно будет звучать микс в режиме мастеринга.



Advanced Dynamics

33. Ещё один стандартный мастеринговый плагин Sampletude, который я включаю для предварительного прослушивания микса. Но еще более активно я использую его установки при обработке барабанов — они реально улучшают звук и малого, и бочки, и альтов.



Multiband Stereo Enhanser

34. Хороший энхансер из того же набора мастеринговых плагинов Sampletude. Всегда можно отдалить в панораме бас, приблизить голос и осветлить высокими общий звук. Работает просто и понятно.



T-RackS

35. Плагин, который я использую буквально для всего: и для обработки вокала, гитар, барабанов, и для мастеринга. Мало того, установки, которые там есть, реально помогают понять, как и что должно работать. Обладая этими знаниями можно облегчить себе жизнь не только в студии, но и на сцене: начинаешь понимать, как, например, должен работать портальный компрессор — время срабатывания, уровень сжатия, релиз — всё можно почерпнуть из его установок. Необычайно ценная вещь.

…Конечно, эти 35 обработок — не все, что я повертел-покрутил за те 3,5 года, что сижу за компьютером. Но — основные. Познание помогло мне добавить к чисто музыкальному творчеству ещё и техническое. Оказалось, что это не менее увлекательный и позитивный процесс, который сделал мою жизнь интереснее и разнообразнее. Кто пробовал, тот меня поймёт.

Ну, а закончу эту последнюю главу последним же абзацем про «Жар-птицу».

В 1981 году волна магнитофонного самодела накрыла СССР: «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Круиз», «Воскресенье» и множество других групп настоящим звуковым валом докатились и до нашего подвала в ДК «Октябрь». Мало того, от поклонников из разных городов — от Воронежа до Владивостока — мы стали получать и всяческий рок-самиздат, особенно много было питерского. Мы слушали, читали, сравнивали, обсуждали. Вывод напрашивался сам собой: начиналось что-то новое, не похожее ни на то, что втюхивали нам с телеэкрана, ни на то, что мы сами только что сотворили — альбом «В Городе Желаний, под Радугой Мечты». Особенно убедительным для меня лично был «Зоопарк».

Надо было что-то менять, особенно это касалось текстов: слишком много в нашем репертуаре было любовной танцевальной лирики.

На стене студии висел список песен, которые «Жар-птица» собиралась записать для следующего альбома, одновременно он был и концертной шпаргалкой. Я его повесил где-то в начале лета 1981 года. Весной 1982-го это был уже другой список: некоторые песни поменяли своё название, так как у них полностью поменялось содержание, а некоторые — вообще исчезли. Любопытно, что отдельные песни вели как бы двойную жизнь: со старыми текстами мы их играли на танцах, а с новыми — записывали и исполняли на концертах.

А письма от поклонников всё шли и шли, пополняя нашу, как сказали бы сейчас, клиентскую базу. К концу весны 1982-го нам было, что им предложить: альбом «Зной» был готов. Он серьёзно отличался по содержанию и посылу от предыдущего. Но самое главное — в нём были песни, которые в известном смысле могли претендовать на звание «антисоветские»: «Вне закона», «Пламянем «Пламя», «Дверь на сцену». Конечно, это было слишком «в лоб», но нам-то уже было всё равно — что в лоб, что по лбу. Отказаться от этих принципиальных для меня песен я не мог, но чтобы уж совсем не рисковать работой и коллективом, мы записали и дежурную песню «Мы сумеем все», которую играли на всяких официальных и отчетных концертах.

Дальше начинается «совсем другая история», которую сложно описать кратко, так как в ней должно быть множество деталей, без которых суть может казаться не полностью востребованной.

Возможно, я когда-нибудь это сделаю.

Но не прямо сейчас: надо подумать.


Теги: 2 846 просмотров

Добавить комментарий